Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Отраслевые особенности развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий на региональном уровне

На рынке хлеба Курской области существует около 230 предприятий, включая мини - пекарни, на государственных предприятиях имеются проблемы с рентабельностью продукции. Однако на большинстве предприятий хлебопекарной отрасли идет процесс обновления оборудования, внедрения современных технологий, расширяется ассортимент продукции, повышается ее конкурентоспособность.

Всеми хлебопекарными предприятиями Курской области за 2010 год произведено 78,3 тысячи тонн хлебобулочных изделий. В сутки производится 215 тонны хлеба. Его реализацию осуществляют более 3 тысяч стационарных и 950 мелкорозничных торговых объектов как в самой области, так и в соседних областях - Орловской, Брянской, Белгородской.

Для решения проблемы здорового питания населения в области налажено производство новых видов хлебобулочных изделий лечебного и диетического назначения. В настоящее время освоен выпуск 55 новых видов продукции, включая кондитерские изделия.

При этом 11 предприятий выпускают пять наименований социальных сортов хлеба, что составляет около 30% от общего объема выпекаемых хлебобулочных изделий. Ежегодно на эти цели в областном бюджете закладывается 100 - 150 миллиона рублей. Цены на социальные сорта хлеба не меняются с 2008 года и в среднем составляют от 9 до 11 рублей.

Цена на хлеб формируется под влиянием нескольких факторов (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура розничной цены хлеба, %

С целью сдерживания роста цен на хлеб и для продажи его малообеспеченным слоям населения в области на протяжении 7 лет создается региональный страховой фонд в объёме 30 тысяч тонн зерна.

При этом средние потребительские цены на пшеничный хлеб из муки высшего сорта в Курске на 12-13% выше, чем в Орле, Белгороде и Воронеже (таблица 2).

В Курской области число предприятий, производящих хлебобулочные изделия сокращается ежегодно в среднем на 5 - 7 штук, в то время как увеличение количества пекарен и небольших хлебобулочных предприятий в ЦФО происходит в Белгородской, Орловской, Рязанской и Тверской области.

Основную долю производства хлебобулочной продукции (до 55%) в Курской области составляют крупные государственные предприятия, тогда как в соседних областях (Орловской, Брянской) - основная доля производства хлеба принадлежит небольшим частным пекарням (таблица 2).

Таблица 2- Сравнение Курской области и других областей в области производства хлебобулочного производства

Параметры оценки

Курская

Орловская

Брянская

Воронежская

Белгородская

Объем производства хлебобулочных изделий в 2009 году, тыс. тонн

80,7

55,9

84,5

121,1

94,0

Темп снижения объемов производства по сравнению с 2008 годом, %

2,4

0,5

3,2

4,1

3,3

Количество предприятий отрасли

230

180

192

200

176

Доля государственных предприятий

55

35

32

42

67

Доля традиционных сортов хлеба в производстве

80

75

63

69

75

Таким образом, из таблицы 2 видно, что Курская область занимает среди перечисленных областей достойное место по развитию хлебопекарной отрасли, объем производства снижается не высокими темпами (2-е место среди рассматриваемых областей).

В курской области самое большое количество предприятий хлебопекарной промышленности, однако преобладающая доля среди них - государственные, что является неоднозначным моментом: так как с одной стороны говорит о высоком качестве продукции (так как в структуре государственных хлебозаводов присутствуют лаборатории качества), а с другой- отсутствием стимулов для развития и разработки продукции, наиболее полно удовлетворяющих растущие потребности потребителей в новых сортах хлеба, например, хлебе с добавками. Государственные предприятия нацелены на производство традиционных сортов хлеба (что подтверждается данными таблицы 2).

Перейти на страницу: 1 2 3