Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Проведение социометрических исследований как механизм создания психологического климата в коллективе

Для выявления уровня стресса в ОАО «ЛЗПМ» и оценки назревания конфликтов следует проводить анализ отношений в коллективе и изучение процессов взаимодействия руководителя с подчиненными на основе социометрических измерений, которые позволяют дать количественные и качественные оценки человеческих отношений, имеющих место в группе на основе взаимных симпатий и антипатий. Полученные результаты руководитель может использовать для анализа социально-психологического климата в группе, проведения деловой оценки кадров управления и разрешения социально-психологических конфликтов в группе.

Автор предлагает проводить социометрический опрос для:

а) оценки степени сплоченности в группе;

б) выявления «социометрических позиций» членов группы по признакам симпатии - антипатии;

в) выявления существующих внутригрупповых подсистем, или очагов неформальной сплоченности или разобщенности в этой группе.

К методикам, в основе которых лежат проводимые социометрические измерения, относится методика Дж. Морено, позволяющая определить степень сплоченности группы, установить имеющие место симпатии - антипатии между членами группы, выявить очаги неформальной сплоченности или разобщенности в группе.

Исходными данными для проведения расчетов являются результаты социометрического опроса, при котором каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (или карточка). Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о правилах заполнения карточки.

В зависимости от целей (в нашем случае мы взяли один из отделов ОАО «ЛЗПМ» цель состоит в анализе социально-психологического климата в этой конкретной группе) в социометрической карточке перед каждым членом группы ставится вопрос: «С кем бы Вы хотели (не хотели) работать вместе?» Отвечая на вопрос, каждый участник определяет свое отношение к другим членам группы. Участники опроса фиксируют свои ответы в социометрической карточке (таблица 14), которая заполняется каждым членом группы индивидуально и не подлежит оглашению.

Таблица 14 - Социометрическая карточка

Кто выбирает

Кого выбирают среди членов группы (Ф.И.О.)

Количество отданных выборов

X

Y

Z

….

….

….

+

Всего

1.

Х

1

2

3

В таблице 14 будут вносится следующие обозначения:

«+» - положительный выбор (желание вместе работать);

«-»- отрицательный выбор (нежелание вместе работать);

«О» - безразличный выбор.

После такого опроса мы получим несколько карточек.

Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которой по строкам помещены ответы каждого из опрошенных членов группы (по дихотомическому критерию): «+» означает предпочтение (положительный выбор), «-» - отвергается (отрицательный выбор), «О» - фиксирует отсутствие выбора.

Результаты опроса заносятся в групповую матрицу (таблица 9), которая позволяет наглядно представить первичную информацию и упростить математическую обработку собранных данных.

Таблица 14 - Групповая социометрическая матрица

Кто выбирает

Кого выбирают

Количество отданных выборов

1

2

3

4

5

6

+

-

Всего

1.

Глазунов

Х

+

-

0

0

-

1

2

3

2.

Денисов

0

X

0

0

0

+

1

0

1

3.

Гусев

0

+

Х

+

+

0

3

0

3

4.

Новиков

О

0

+

X

+

0

2

0

2

5.

Зимин

0

0

+

+

X

0

2

0

2

6.

Давыдов

-

0

+

0

0

X

1

1

2

Количество полученных выборов Всего

+-

0

2

3

2

2

1

10

-

-

1

0

1

0

0

1

-

3

-

1

2

4

2

2

2

-

-

13

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6