Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Сущность, состав, структура финансовых ресурсов предприятия

Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам.

К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализации продукции.

При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет заемных финансовых ресурсов. Привлеченные заемные финансовые ресурсы фирмы наиболее часто встречаются в форме:

· банковских кредитов и ссуд;

· средств от выпуска и продажи облигаций фирмы;

· займов от других небанковских субъектов рынка.

В условиях отечественной практики привлечение финансовых ресурсов на возвратной основе от банковских и небанковских организаций имеет принципиальное значение. В общепринятом понимании кредиты и ссуды в России могут выдавать исключительно кредитные институты - банки. Полученные фирмой займы на возвратной основе от небанковских организаций согласно действующему законодательству являются доходом фирмы и облагаются соответствующей ставкой налога. В централизованно планируемой экономике предприятия при определенных условиях могли привлекать дополнительные средства в виде долгосрочных ссуд банка.

Отечественные предприятия имеют достаточный опыт в использовании банковских ссуд как инструмента краткосрочного финансирования деятельности. Что касается опыта взаимоотношений с банками как источниками капитала, то здесь дело обстоит гораздо хуже. Причин тому много - нет опыта и традиций, как со стороны предприятий, так и со стороны банков, высокая инфляция и непредсказуемость поведения учетной ставки Центрального банка затрудняют получение долгосрочных ссуд и т.п.

В рыночной экономике наиболее распространенной формой привлечения заемных средств на долгосрочной основе является облигационный заем, выпускаемый акционерным обществом на срок не менее одного года, а также - эмиссия долевых ценных бумаг. В практике финансового менеджмента в условиях рынка известны и другие приемы финансирования деятельности предприятия, применяемые самостоятельно или в комбинации с эмиссией основных ценных бумаг. К ним относятся опционы, залоговые операции, лизинг, фрэнчайзинг.

Структура источников формирования ресурсов имеет большое значение. Большой удельный вес привлеченных средств утяжеляет финансовую деятельность товаропроизводителей дополнительными затратами на уплату высоких процентов по кредитам коммерческих банков, дивидендов по акциям и облигациям, осложняет ликвидность баланса.

Группировка финансовых ресурсов аграрных товаропроизводителей и источники их формирования представлены на рисунке 2.

Надо отметить, что для всех товаропроизводителей аграрного сектора общим является: наличие основных и оборотных средств, земли; производство и реализация продукции (выполнение работ и услуг); получение прибыли, ее распределение, в том числе платежи в бюджет в соответствии с установленным порядком; использование краткосрочных и долгосрочных кредитов, получение бюджетных ассигнований [30 С.376].

Рисунок 2 - Группировка финансовых ресурсов АФ по источникам поступления

Перейти на страницу: 1 2 3 4