Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Цели и задачи менеджмента

Цель управления - это необходимый результат деятельности, осознаваемый руководителями, исполнителями и имеющий качественное и количественное определение на основе перспективных и текущих потребностей. [11]

Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими. Выбор цели представляет некий процесс компромиссов между интересами различных групп. [7]

Необходимо выполнять следующие правила формирования целей:

совокупность поставленных задач должна быть необходимой и достаточной для обеспечения полного достижения цели;

задачи должны быть качественно и количественно определены;

структура любой цели может быть описана в нескольких альтернативных вариантах;

каждая цель должна быть отнесена к организационно обоснованному подразделению, группе или должностному лицу, принимающему решение;

должен быть определён временной период действия целей;

цели должны быть достижимыми и мотивировать действия исполнителей в правильном направлении;

цели должны иметь возможность их корректировки при изменении внешней и внутренней среды организации;

цели должны быть совместимыми;

цели должны приниматься всеми участниками процесса производства и реализации продукции и не противоречить желаниям и потребностям общества.

Сформированная система целей позволит:

· выделить организационно обособленные блоки системы управления, ориентированные на обеспечение определенных целей;

· рационально распределить полномочия и ответственность за достижение целей между уровнями и звеньями аппарата управления;

· определить последовательность и характер работ по достижению конечных целей, определить их связи и координацию;

· сформировать систему оценки и стимулирования труда исполнителей в подразделениях при достижении поставленных задач. [11]

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг. [6]

Управление организацией будет эффективно только тогда, когда оно ориентировано на обоснованную цель. [11]

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

· обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

· стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

· постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

· определение конкретных целей развития фирмы;

· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

· разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;

Перейти на страницу: 1 2