Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формы производственно-хозяйственной интеграции.

Наибольшую популярность вертикальные холдинги получили в нефтяной отрасли. В качестве примера можно привести НК "Лукойл", НК "ЮКОС", НК "Сургутнефтегаз", НК "Славнефть", НК "Роснефть".

Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что вертикально-интегрированные компании могут претендовать на выделение их как самостоятельного вида интегрированного объединения наряду с холдингами. Этой точки зрения придерживается, в частности, Д.В. Гололобов.

Подобное мнение может быть учтено при анализе организаций холдингового типа, однако мне кажется, что нет достаточного обоснования выделения вертикально-интегрированных объединений из состава холдинга, по всем своим характеристикам они соответствуют определению и признакам объединений холдингового типа.

Диверсифицированные холдинги образуются участниками, относящимися к различным отраслям производства и сферам деятельности, не имеющим технологической связи.

В литературе выделяют три разновидности диверсификации, которые могут быть использованы при формировании холдингов:

. Концентрическая диверсификация заключается в пополнении своей номенклатуры изделиями или услугами, которые с технической и маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы. Осуществляется это для привлечения клиентов из новых сегментов рынка.

. Горизонтальная диверсификация производится за счет пополнения своего ассортимента изделиями и (или) услугами, которые не связаны с выпускаемыми изделиями, но могут вызвать интерес существующей клиентуры.

. Конгломератная диверсификация, т.е. пополнение ассортимента изделиями и (или) услугами, не имеющими никакого отношения ни к применяемым фирмой технологиям, ни к ее нынешним товарам и рынкам.

Диверсифицированные холдинги создаются, в основном, для обеспечения финансово-хозяйственной устойчивости компании и снижения предпринимательских рисков. В чистом виде диверсифицированные холдинги не получили широкого распространения в России, хотя в мировой экономике диверсифицированные холдинги получили широкое распространение. Особенности производственно-хозяйственной интеграции в России заключаются в создании компаний, имеющих смешанный характер интеграции.

Рассматривая деление холдингов с точки зрения функциональных характеристик головной компании, можно выделить финансовый, управляющий и финансово-управляющий холдинг.

Финансовый холдинг основан на долевом участии с преобладанием таких функций как финансирование (инвестирование) и, при известных условиях, контроль. При этом, как правило, не предусматривается выполнение каких- либо функций оперативного управления.

В принципе понятие финансового холдинга не подлежит никакому количественному ограничению относительно доли капиталовложений. Финансовый холдинг допускает участие от нескольких процентов до 100% долей в капитале с правом голоса и/или без права голоса. Это означает, что даже при 100% -ном участии финансовый холдинг не оказывает никакого оперативного влияния на предпринимательскую деятельность.

Управляющий холдинг через основное или материнское общество осуществляет единое экономическое руководство по отношению к зависимым обществам, что при создании холдинга выражается в следующем:

экономически единая постановка общей цели долгосрочной предпринимательской политики холдинга;

организация, соответствующая этому единству, и регулирование компетенции;

осуществление единого руководства и распорядительной деятельности;

Перейти на страницу: 1 2 3