Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формы производственно-хозяйственной интеграции.

. Функциональные характеристики головной компании.

В зависимости от содержания деятельности основного общества традиционно выделяют чистые и смешанные холдинги. Такое разделение основывается на том, занимаются ли головные общества производственной, торговой или иной хозяйственной деятельностью, либо являются только держателями акций (долей участия) дочерних обществ. В чистом холдинге головная компания владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству дочерними обществами. В смешанном холдинге головная компания наряду с контролем за деятельностью дочерних обществ осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.

В мире наиболее популярны чистые холдинги, то есть занимающиеся только управлением дочерними обществами, однако в России большинство холдингов относится к смешанному типу. По мнению известного аналитика проблем холдингов, Шиткиной И.С., такая ситуация не случайна: "Российское законодательство, в отличие от многих стран развитого правопорядка, не содержит положений, которые были бы привлекательны для осуществления бизнеса с использованием схемы "чистого холдинга". Отсутствие особенностей налогообложения денежных средств и иного имущества, передаваемых в системе холдинга, приводит к тому, что многие холдинги для оптимизации финансовых потоков осуществляют коммерческую деятельность через основное общество. Это повышает возможности использования системы трансфертного ценообразования. Преобладание в России смешанных холдингов, на мой взгляд, обусловлено также схемой приватизации и последующего разукрупнения акционерных обществ. В этом случае головная организация продолжает заниматься производственной деятельностью, а на месте структурных подразделений организуются дочерние общества, держателем акций которых она становится".

По формам производственно-хозяйственной интеграции традиционно различают горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные холдинги.

Под горизонтальным холдингом (сбытовым холдингом) понимается объединение юридических лиц, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в одном секторе рынка, в одной сфере деятельности, они представляют собой, по сути, объединение однородных бизнесов в зависимые структуры, которыми управляет головная компания. Горизонтальные холдинги создаются для уменьшения издержек производства, максимально эффективного использования производственных мощностей, обеспечения мобильности в использовании ресурсов. Именно такие холдинги создают наибольшую угрозу для конкуренции в той сфере хозяйственной деятельности, в которой сосредоточены их интересы. Специфика горизонтального холдинга состоит в том, что дочерние общества, входящие в холдинг, рассредоточены.

Вертикальные холдинги (холдинги концернового типа или производственные холдинги) представляют собой объединение участников, осуществляющих разнопрофильную деятельность на различных уровнях технологической цепочки производства продукта.

"Вертикальные холдинги характеризуются объединяющей их технологической цепочкой от переработки сырья до выпуска готовой продукции и обладают следующими особенностями:

хозяйственные общества передают друг другу свой продукт по себестоимости;

по всей цепочке обеспечивается сквозное управление качеством;

все хозяйственные общества холдинга должны быть уравновешены по уровню оснащения производственных процессов, квалификации персонала и проч."

Перейти на страницу: 1 2 3