Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Методы планирования

Рассмотрим сначала первый подход. Пример: по прогнозу спрос на основную продукцию станкостроительной фирмы на протяжении ряда лет должен был характеризоваться существенными колебаниями. Фирма старалась отыскать такую номенклатуру дополнительной продукции •с циклическим спросом, которую можно было бы выпускать на том же оборудовании, но отличающуюся тем, что прогнозируемые колебания в кривой спроса на нее были бы зеркальным отражением колебаний в кривой спроса на станки относительно оси времени. Такие изделия были найдены среди строительно-дорожных машин, и фирма приступила к их выпуску. В результате ежегодные колебания производственной нагрузки составили лишь незначительную долю от прежних.

Еще один пример: одна фирма существенно уменьшила неопределенность, обусловленную необходимостью выполнения небольших, часто убыточных заказов, разработав соответствующий метод материального стимулирования сотрудников своей службы сбыта. Этот метод был основан на поощрении только прибыльных, а не любых сделок, т. е. за продажу неприбыльной продукции не выплачивалось никаких премий, но размеры премий за продажу прибыльной продукции были повышены. В результате применения этого метода стимулирования сбыт убыточной продукции резко сократился, а сбыт прибыльной резко возрос.

Принцип управления, лежащий в основе этого метода, играет важнейшую роль в адаптивном планировании, ибо он позволяет эффективно компенсировать как устойчивые, так и кратковременные изменения, испытываемые системой. Он стимулирует людей, входящих в систему, к поведению, совпадающему с интересами всей организации в целом. Это достигается за счет стимулов, направленных на согласование личных интересов с интересами целой организации.

Рассмотрим реализацию этого принципа в сфере управления транспортом и покажем, как его можно использовать, чтобы побудить людей к более рациональному использованию транспортных средств как в личных, так и в общественных интересах. Прежде всего сборы, взимаемые за проезд через мосты, туннели и развилки, можно установить по крайней мере в часы пик обратно пропорциональными числу пассажиров автомашины. Если рассмотреть это предложение более конкретно, то размер сбора должен зависеть от числа свободных мест в машине. Так, два пассажира двухместной машины будут выплачивать меньшую сумму, чем два, три, четыре и пять пассажиров шестиместной машины. Такой порядок будет стимулировать использование маломестных автомашин, а также более полную загрузку автотранспорта.

Далее, можно изменять размер сбора в зависимости от нагрузки. Чем больше потребность в том или ином транспортном сооружении, тем выше должна быть плата за пользование им. Поэтому плата будет возрастать в часы пик и снижаться в часы недогрузки. В сравнении с указанными мерами стимулирования ширящееся использование вертолетов для наблюдения за городским транспортом с целью предупреждения пробок является относительно малоэффективной мерой.

Таким образом, метод адаптивного планирования должен предусматривать в качестве неотъемлемой части системы средства управления, «защищающие» систему от существенных и относительно устойчивых изменений в ней самой и окружающей среде, а также обеспечивать возможность адаптации отдельных элементов системы. Последнее условие позволяет более эффективно справляться с быстротечными возмущениями или уменьшать их влияние на систему.

Если бы существовала возможность построения системы, обладающей свойством полной адаптации, то для такой системы не требовалось бы никакого планирования. Поэтому объем необходимого планирования уменьшается в той мере, в которой удается заложить в систему способность к адаптации. Заветным идеалом плановика, стоящего на позициях адаптивного планирования, является создание системы, для которой вообще не нужно никакого плана.

планирование цель управление

Перейти на страницу: 1 2 3