Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Методы планирования

Даже неудачные попытки разработки подлинно оптимальных планов позволяют получать ценные побочные результаты. Эти результаты достигаются за счет построения и исследования моделей и сводятся к тому, что операционисты приобретают более глубокие знания о системе, для которой разрабатывается план. К сожалению,, далеко не всегда им удается передать эти знания руководителям,, в чем часто в такой же мере повинны руководители, как и сами операционисты. Дело в том, что никакое искусство в передаче информации не способно преодолеть пропасть взаимного недоверия.

Обратимся теперь к отрицательным сторонам методов оптимального планирования. Прежде всего в рамках этих методов редко рассматривается в явном виде организационная структура, ибо возможности учета этого аспекта, как было показано, появились совсем недавно. Вследствие этого, пытаясь оптимизировать структуру, широко применяют качественные субъективные оценки. Большинство ученых, занятых проблемами оптимизации, предпочитают не пользоваться такими оценками, и поэтому из их поля зрения выпадает существенный аспект планирования, связанный с организационной структурой.

Рассмотрим далее, как используются методы оптимизации для решения задачи управления. Эти методы способны учитывать лишь те «неопределенности» будущего, которые поддаются прогнозирова нию. Поэтому, пользуясь методами оптимизации, можно разработать проект управляющего или контрольного органа, вводимого в систему с целью компенсации подобных предсказуемых случайных возмущений. В то же время не удается создать встроенное в систему звено, которое обеспечивало бы повышение степени саморегулирования остальных звеньев системы. Это различие и его значение далеко не просто определить или осмыслить. Попытаемся пояснить его, рассматривая третий, принципиальный метод планирования. В рамках этого метода предпринимается попытка устранить указанный недостаток оптимизационного подхода к планированию. Третий подход пока не получил практического распространения. Он представляет собой скорее идею, которую еще предстоит реализовать.

Необходимость управления обусловлена не только невозможностью безошибочного прогнозирования будущего или неспособностью представить все возможные будущие состояния системы и окружающей среды. Она обусловлена также текущими изменениями. Так, например, спрос на любой товар меняется ежедневно. Точно так же наблюдаются повседневные изменения в потоках денежных средств, поступающих в фирму и выплачиваемых ею, колебания сроков поставок сырья и т. п. Если планировать только «усредненные» показатели каких-либо существенно и непрерывно изменяющихся операций, то неизбежны аварии, простои оборудования и прочие нежелательные последствия. (Представьте себе шоссейную дорогу, рассчитанную лишь на среднюю плотность транспортного потока.) Поэтому весьма желательно разрабатывать такие планы организаций и мероприятий, чтобы они обеспечивали возможность не только адаптации к существенным изменениям будущего, но и подстройки в соответствии с кратковременными флуктуациями предъявляемых требований. Средства управления, предусматриваемые обычными планами, предназначены для адаптации к крупным устойчивым изменениям рассматриваемой системы или окружающей среды, а не к кратковременным колебаниям. Рассмотрим, что требуется для учета таких быстротечных колебаний.

Прежде всего, очевидно, необходимы рассчитанные приспособления на адаптацию машины, и оборудование. Возьмем для примера транспортную систему. Направление движения автотранспорта в одном из трех туннелей, связывающих автостраду, идущую из штата Нью-Джерси в г. Нью-Йорк, можно изменять в зависимости от изменения потребностей в течение дня. Аналогичные изменения можно осуществлять на двух центральных полосах скоростной автострады в Чикаго. Такую приспособляемость можно заранее запланировать, что часто приносит существенные выгоды для организации. При неравномерности автомобильного движения в течение дня на автостраде, ведущей в Нью-Йорк, три туннеля, один из которых допускает реверс направления движения, способны выдержать нагрузку четырех туннелей с постоянным направлением движения. В идеале хотелось бы иметь машины, оборудование и сооружения, способные как бы «расширяться» или «сжиматься» в зависимости от потребностей. В известной степени такую задачу иногда удается решать, но поскольку полное ее решение в принципе никогда не будет возможным, то необходимо управлять использованием материальных ресурсов.

Существует два подхода к управлению. Один из них основан на стабилизации требований, предъявляемых к системе в пределах значительного интервала времени, другой - на компенсации кратковременных возмущений.

Перейти на страницу: 1 2 3