Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Семь значительных этапов в развитии науки о персонале

. 20-е годы. Школа администрирования: Сформулированы 14 принципов управления персоналом, ориентированных на построение формальных организационных структур и систем. Определены принципы эффективной производительности труда.

В рамках рациональной формализованной доктрины управления вслед за тейлоризмом возникла классическая или административная школа.

Видным представителем административной школы является американский профессор Гаррингтон Эмерсон (1853-1931). Он полагал, что совокупное знание экспертов (специалистов) представляет особую ценность для управления.

На место наделённого неограниченными возможностями одного человека, по Эмерсону, выдвигался управленческий шта, опирающийся на планирование и штабные рекомендации. Этим обосновывался принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. Вкладом Эмерсона в теорию менеджмента было понятие "эффективности" или "производительности".

Результатом работы Эмерсона как профессионально консультанта по внедрению радикальных изменений системы управления и организации труда на железной дороге, была экономия, исчисляемая миллионами долларов в год.

В 1912 году вышел в свет главный труд его жизни "12 принципов производительности труда.

Принципы производительности труда по Эмерсону:

. точно поставленные идеалы или цели;

. здравый смысл;

. компетентная консультация;

. дисциплина;

. справедливое отношение к персоналу;

. быстрый, надёжный, полный, точный и постоянный учёт;

. диспетчирование;

. нормы и расписание;

. нормализация условий;

. нормирование операций;

. писаные стандартные инструкции;

. вознаграждение за производительность.

По мнению Эмерсона, применение принципов производительности приводит к учёту и устранению потерь.

Теоретиком классической или административной школы управления является также французский администратор и предприниматель Анри Файоль (1841-1925), самая выдающаяся фигура в области менеджмента, которую дала Европа. С 1872-го по 1918 годы он был главным управляющим французского горнодобывающего и металлургического концерна "Комамболь", который он принял на грани краха, а в 1918 г. это было одно из самых процветающих предприятий Франции.

В 1916-м году он написал книгу "Общее и промышленно управление". Анри Файоль был первым учёным, высказавшим идею об управлении как процессе выполнения функций планирования, организации, руководства, координации, контроля.

Он выделил 14 принципов управления, придерживаться которых должен каждый руководитель в любой организации. По его мнению, они универсальны, их можно применять и в бизнесе, и во флоте, и в правительственных учреждениях:

. разделение работы;

. власть;

. дисциплина;

. единоначалие;

. единство направления;

. подчинение индивидуальных интересов общим;

. вознаграждение;

. централизация;

. иерархическая цепь;

. порядок;

. справедливость;

. стабильность персонала;

. инициатива;

. кастовый дух.

На наш взгляд, можно с уверенностью говорить о том, что принципы Эмерсона и принципы Файоля имеют много общего, так как имеют целью достижение стабильности, порядка, дисциплины и справедливости.

Если объектом управления у Тейлора был цех, то у Файоля вся организация - это высшее административное управление. Этому надо учить. И Анри Файоль в 1916 году поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7