Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Традиционный офис

Опишем “традиционный офис” и его устои.

У традиционного офиса есть физическое расположение. Обычно он находится в одно- или многоэтажном здании. Компании со стажем обычно имеют свои собственные здания, так как руководители и собственники чувствуют «престижность» подобного владения. Руководители и собственники считают, что владение зданием создает «солидный и прочный» имидж в глазах служащих, поставщиков, клиентов и общества.

Некоторые компании арендуют офисные помещения на основе долгосрочных контрактов. Такие долгосрочные контракты ограничивают гибкость компании (т.е. возможность перемещения, способность к росту или изменению планировки офиса) и создают постоянные, а не переменные издержки.

Местоположение

Корпоративные штаб-квартиры, особенно штаб-квартиры больших компаний, находятся в деловых центрах городов. Деловые центры выбираются из-за соображений «престижа», а также из-за близости к транспортным, юридическим, государственным, финансовым и сервисным предприятиям. Региональные офисы расположены поблизости от основных поставщиков и клиентов.

Планировка офиса

Все уровни руководства имеют свои собственные офисы. Местоположение и размер офиса, качество мебели указывают на статус его владельца в организации. В результате высшие менеджеры имеют угловые офисы, солидные вишневые столы и прекрасный вид на город, океан и т.д. Напротив, у новых менеджеров маленькие офисы. Тем не менее, эти менеджеры стремятся в один прекрасный день получить собственный угловой офис.

Функциональные группы расположены вместе с рядовыми сотрудниками, технический персонал часто располагается за перегородками. Такая организация процесса позволяет персоналу обмениваться опытом и оказывать друг другу помощь. Функциональная группировка также позволяет менеджеру лучше контролировать подчиненных и руководить ими. Другим популярным видом планировки является «открытая зона». Эта планировка используется с заявленной целью создания атмосферы товарищества и открытости среди работников.

Коммуникации

Большая часть взаимодействия в офисе происходит путем обмена докладными записками. Высшие менеджеры диктуют своим секретарям, и те печатают записки. Менеджеры низшего ранга печатают свои записки сами. Часто менеджеры судят о своей производительности с точки зрения количества записок, которое они создают.

Такая бумажная коммуникационная система предполагает внутреннюю почтовую комнату и систему доставки; бумажные записки приводят к коммуникационным задержкам, последующей сортировке и документированию при получении. Эта бумажная система требует хранилищ документов и выделения пространства, отнимая дорогостоящее место в офисе.

Связь между сотрудниками офиса через внутреннюю АТС представляет собой игру «застал - не застал», на посторонние разговоры по телефону уходит бездна времени.

Традиционная офисная культура предполагает бесчисленные встречи и рабочие совещания. Чаще всего такие встречи и совещания проводятся в офисе, что удобно руководству. Сотрудники, чья работа проходит вне офиса вынуждены тратить ценное время, добираясь до места встречи, а менеджеры требуют присутствия каждого назначенного участника.

Гибкость рабочего времени

От сотрудников часто требуется работать как минимум с восьми утра до пяти вечера. Продолжительность рабочей недели варьируется от 50 до 60 часов в неделю. При таком расписании работники с трудом могут обустраивать свою личную жизнь, заботиться о детях, родителям и т.д. Обычно руководство не особенно идет навстречу сотрудникам в вопросах большей гибкости распоряжением времени.

Компьютерные системы

Большие компании, использующие мэйнфреймы, обеспечивают большинство сотрудников в офисах терминалами. Но нередко компьютерные системы до сих пор не интегрированы, что приводит к дублировании отчетности и данных. Кроме того, во многих больших компаниях запросы к базе данных выполняются специальным персоналом. Эти запросы выполняются по принципу «первый пришел, первого обслужили» и не в реальном времени.

Многие компании внедрили компьютерные сети. Применение сетей позволяет компании не только централизовано управлять данными и программами, но и широко распространять их в соответствии с нуждами офисных работников, проверки безопасности и т.д. Обновление сетевого программного обеспечения легче и не столь дорого, как для системы на мэйнфрейме. Сетевые системы, тем не менее, более подвержены сбоям, чем мэйнфреймы, что приводит к потерям времени работников. Кроме того, сетевые системы не всегда приводят к снижению общих затрат. Скорее подобные новые системы заставляют руководство перераспределять ресурсы на обучение сотрудников и консультирование по работе системы.

Внешние коммуникации

Большинство компаний все еще осуществляют бизнес по телефону, почте или персонально. Для некоторых видов деятельности в настоящее время используется электронная почта. Некоторые компании установили интранет или систему типа Lotus Notes для организации групповой работы. Эти системы обеспечивают некоторые преимущества, достигнутые в Интернете, такие, как единство интерфейса для всех аппаратных конфигураций. Система интранет служит также в качестве защиты информационной системы компании от хакеров.

Перейти на страницу: 1 2