Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Аутсорсинг

Аутсорсинг (outsourсing) - новый подход к повышению эффективности деятельности предприятия без существенных затрат, основанный на полной или частичной передаче рутинных функций предприятия (например, таких, как бухгалтерские расчеты, расчет налогов, управление персоналом и т.п.) другой компании с целью сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач. В принципе аутсорсинг возможен без использования КИС, но если компании, участвующие в аутсорсинге имеют совместимые информационные системы и отлаженный механизм передачи информации между ними, или если они вообще работают в одной КИС, то эффективность значительно возрастает. К сожалению, такие рабочие объединения пока редки, особенно у нас в стране.

Какой стратегии должны придерживаться "устоявшиеся" компании, чтобы выжить в новом стремительно меняющемся мире: производить товары или операции самим, либо пользоваться сторонними услугами, в том числе производственными? Ведь КИС делают аутсорсинг все более простым и привлекательным способом реализации бизнес-операций. И если так, то на каком этапе своего развития компания должна задуматься о том, не пора ли ей передавать часть операций на сторону?

Хотелось бы отметить два момента. С одной стороны, обратим внимание на крупнейшие бизнес-альянсы, сложившиеся за последние годы: Daimler-Chrysler, Renault-Nissan и другие. Эти компании приняли простейшее решение: все производить самим и защитить, таким образом, свои технологии, долю на рынке, бизнес-модель. К этому шагу их подтолкнуло ясное понимание того, что на высококонкурентном рынке, каким является автомобильный, в долгосрочной перспективе способны выжить лишь 5-6 крупнейших компаний. В Японии в таких случаях говорят: "В большом пруду выживает только большая жаба". Аналогичная ситуация наблюдается и в фармацевтической отрасли.

С другой стороны КИС открывают совершенно новые возможности для организации бизнеса. В качестве иллюстрации служит беспрецедентный шаг, на который пошла корпорация Sony. Все знают, чем занимается Sony, но гораздо меньше известна американская компания Selectrum. А между тем Selectrum - один из крупнейших поставщиков комплектующих для разных производителей, в том числе бытовой электроники. Так вот, представьте: недавно Sony продала два своих завода компании Selectrum. Иначе говоря, один из лидеров рынка high-tech вдруг решил отказаться от производства определенных комплектующих для электронной техники, предпочитая отныне закупать их у независимого поставщика. Принимая это непростое решение, руководство Sony исходило из следующих обстоятельств: во-первых, производительность на двух проданных заводах была ниже, чем в среднем по предприятиям концерна; во-вторых, эти два предприятия производили достаточно стандартизированный продукт. Для руководства концерна оказалось дешевле покупать эти комплектующие, чем продолжать содержать два неэффективных завода.

Вы спросите, при чем здесь КИС? Каким образом КИС могут обеспечить стратегическое преимущество аутсорсинга для определенной компании? Благодаря КИС можно значительно снизить разного рода транзакционные издержки, которые еще несколько лет назад играли определяющую роль, например, в территориальном размещении бизнеса. Почему вдруг Sony решила, что эти заводы ей больше не нужны? Кроме упомянутых причин, есть еще одна: уверенность руководства Sony в том, что с помощью КИС компания сможет быстро и без проблем получать те самые комплектующие, которые раньше производила сама. С другой стороны, почему Selectrum решила купить эти заводы? Потому что ее руководство было уверено в том, что с помощью КИС сможет эффективно управлять ими. Получается, что аутсорсинг универсален? Вовсе нет. Как и сами КИС, его нельзя рассматривать как панацею. В тех областях, где товары в достаточной мере стандартизированы - нефть, сталь или лес, и вращаются на одном и том же рынке, аутсорсинг, подкрепленный современными КИС, работает достаточно эффективно. Например, в том же автомобилестроении, где в последнее время стало общепринятым некоторые детали (скажем, тормозные системы или приборные доски) производить не у себя, а покупать у других компаний. В электронной индустрии - это LCD, микропроцессоры или чипы памяти. Однако на других производствах, например, двигателей в автомобильной индустрии, об аутосорсинге не может быть и речи. В данном случае покупатель выбирает марку автомобиля, брэнд, те или иные технологические преимущества конкретного производителя. Двигатель BMW отличается от двигателя Honda, поэтому обе компании для сохранения своих конкурентных преимуществ, всегда выберут самостоятельную сборку движка вместо покупки у других "стандартного двигателя".

Перейти на страницу: 1 2