Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Сущность и принципы антикризисной кадровой политики в условиях кризисной ситуации

Принцип ориентации на профессиональное ядро персонала. Совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и знаний, образуют ядро кадрового потенциала. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией. Благодаря этому фирма получает монопольное положение на том или ином сегменте рынка. Речь идет не о тех характерных для организации способностях, которые обеспечивают устойчивый рост прибыли (способности к нововведениям, созданию и поддержанию внутренних и внешних связей, формированию привлекательного имиджа фирмы, контролю над стратегически важными ресурсами), эти способности очевидны и уязвимы с течением времени для конкурентов. Способности же, составляющие ядро кадрового потенциала предприятия, обладают следующими свойствами:

а) существенны для выживания фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

б) недоступны для конкурентов и могут быть сымитированы с большим трудом;

в) представляют собой сочетание умений и знаний персонала, а не их воплощение в продукции или функциях организации;

г) являются уникальным источником повышения рентабельности предприятия за счет комбинации научно-технического, производственного, организационного, управленческого и кадрового потенциалов;

д) могут поддерживаться и воспроизводиться фирмой на протяжении определенного периода;

е) присущи организационной системе предприятия, а не отдельным выдающимся работникам;

ж) имеют важное значение для разработки основной, а, в конечном счете, и всей выпускаемой на предприятии продукции;

и) существенны для реализации стратегических планов фирмы;

к) служат долговременной основой для разработки и принятия гибких, стратегически важных решений (сокращения персонала, диверсификации продукции, рационализации организационной структуры, создания совместных предприятий), обеспечивающих эволюцию организационной системы фирмы и ее адаптацию к меняющимся условиям внешней среды;

л) обеспечивают фирме доминирующее положение на некоторых сегментах рынка, поскольку позволяют учитывать долговременные рыночные тенденции и текущие запросы потребителей.

Принцип комплементарности управленческих ролей в кризисной ситуации на предприятии. Рассматривая человеческую составляющую кризиса, можно выделить четыре возможные кадровые ситуации в организации. Необходимо выбрать тип поведения руководителя в каждой из возможных ситуаций (таблица 1).

Таблица 1-Перечень кадровых ситуаций в антикризисном управлении

Эмоциональная составляющая

Инструментальная составляющая

Кадровый состав организации

Кадровый состав организации

обладает необходимы ми профессиональны ми навыками

не обладает необходимыми профессиональными навыками

не ориентирован на изменения ориентирован на изменения

Ситуация 1. Тип руководителя -«дрессировщик» Ситуация 4. Тип руководителя- организатор

Ситуация 2. Тип руководителя - антиманипулятор Ситуация 3. Тип руководителя - инструктор

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7