Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Сущность и принципы антикризисной кадровой политики в условиях кризисной ситуации

Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия [17]:

) ликвидация имеющихся изъянов в структуре организации, препятствующих повышению конкурентоспособности персонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников, которые «не вписываются» в стратегию выведения предприятия из кризисной ситуации;

) поиск уникальных черт фирм, создающих притягательный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен; он основывается на нескольких существенных принципах.

Принципы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления [9, с. 15].

Все многообразие принципов управления персоналом целесообразно разделить на общие, специфические и частные принципы [14, с. 85].

Общие принципы, регулирующие деятельность государственных органов управления в целом,- научность, конкретно-исторический подход, нравственность, законность, демократизм, преемственность и сменяемость.

Специфические принципы, определяющие управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях: принципы оптимизации кадрового потенциала предприятия, принципы формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия, принцип комплементарности управленческих ролей на предприятии.

Специфические принципы делятся на две подгруппы. В первую подгруппу включены: принципы, относящиеся к убеждениям, которые создают доверие между работниками, разделяемые работниками этические ценности; политика полной занятости; повышение разнообразия работы; личное стимулирование; развитие неспециализированной карьеры; личное участие в принятии решений; неявный (установление системы ценностей) контроль вместо явного (основанного на цифровых показателях) контроля.

Вторая подгруппа получила официальное признание и активное применение в крупнейшей корпорации мира IBM. В эту подгруппу включены 10 «передовых принципов»:

) сильная вера в индивидуализм (уважение к личности);

) работа с кадрами, позволяющая осуществить на практике эту веру;

) единый статус всех работников;

) приглашение на работу в компанию специалистов высочайшего класса;

) продолжительное обучение работников, особенно высших управляющих;

) делегирование максимально возложенной ответственности на самые низкие уровни управления;

) преднамеренные ограничения, накладываемые на деятельность линейных управляющих;

) поощрение разногласий;

) развитие горизонтальных связей;

) институциализация изменений.

К группе частных принципов, которые регулируют функционирование отдельных сторон деятельности управленческого персонала, относятся принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, селекции, подготовке и переподготовке кадров.

Рассмотрим некоторые частные принципы подробнее. Принцип формирования уникального кадрового потенциала [19, с. 164].

Повышение уровня конкурентоспособности кризисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способностей, составляющих ядро кадрового потенциала высококонкурентных фирм.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7