Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Планирование результатов

Планирование и учет результатов в системе управления затратами и результатами осуществляется по носителям затрат (видам продукции) и за определенный период. Результат по видам продукции определяется как разница между ценой (Цi) и переменной себестоимости данного изделия (). Эта разница определяет сумму покрытия или маржинальный доход на изделие ().

= Цi - .

Величина суммы покрытия (маржинального дохода) - важная информация для управления предприятием. Эта величина показывает «вклад» изделия в покрытие постоянных затрат и тем самым в том же объеме - в прибыль предприятия.

Результат за период характеризует величину прибыли предприятия от реализации продукции за определенный период. Расчет прибыли предприятия осуществляется в два этапа:

на первом этапе определяется сумма покрытия предприятия:

МД = В - Зпер = ∑( Цi - ) Vpi ,

где В - выручка от реализации предприятия, ден. ед.;

Зпер - переменные затраты предприятия, ден. ед.;

Vpi - количество реализованной продукции i-гo наименования, шт.

на втором этапе из величины суммы покрытия вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределяются между носителями, как переменные затраты, а попадают из подсистемы учета по местам возникновения затрат в подсистему учета результатов за период:

П = МД - Зпост ,

где П - прибыль предприятия за период, ден. ед.;

3пост - сумма постоянных затрат предприятия, ден. ед.

В целях расширения возможности анализа структуры результата (прибыли) предприятия используется многоступенчатый учет суммы покрытия. Это позволяет определить вклад каждого продукта, каждого центра ответственности в покрытие общих постоянных расходов и в прибыль.

Необходимо рассчитать цены реализации изделий и плановую прибыль предприятия. Цена i-го изделия может быть определена на базе удельного веса переменной себестоимости () в цене изделия:

Цi = / Уперi ,

где Уперi - удельный вес переменных затрат в цене i-гo изделия.

Прибыль предприятия следует определить с помощью многоступенчатого учета маржинального дохода.

Схема многоступенчатого учета предполагает выполнение следующих расчетов.

Определение суммы покрытия переменных издержек изделия (маржинальный доход изделия);

МДi = Вi - Зперi ,

где МДi - маржинальный доход i-гo изделия, ден. ед.;

Вi - выручка от реализации изделий i-гo вида, ден. ед.;

Зперi - переменные затраты i-гo вида изделия, ден. ед.;

i - ассортиментная группа изделий (А и В).

Определение суммы покрытия цехов (маржинального дохода цехов):

МДк = МДi - ,

где МДк - маржинальный доход к-го цеха, ден. ед.;

- постоянные затраты к-го цеха (расходы на содержание управленческого аппарата цеха, текущий ремонт оборудования и зданий цеха и др.);

т - количество наименований изделий, производимых в к-ом цехе.

Определение прибыли:

П = МД - Зпост - Зком ,

где П - прибыль предприятия, ден. ед.;

МД - маржинальный доход предприятия, ден. ед.

МД = ∑МДк ,

Зпост - постоянные общехозяйственные затраты предприятия, ден. ед.;

Зком - коммерческие расходы предприятия, ден. ед.

Определяем цену реализации изделий А и В:

А) Цi = 166,75/0,4=416,88

Б) Цi = 252,91/0,6=421,52

А) МДi = 416,88-166,75=250,13

Б) МДi = 421,52-252,91=168,61

Перейти на страницу: 1 2