Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Методика разработки стратегического плана развития региона

Далее представлены первые шесть этапов разработки стратегического плана развития, реализация которых позволяет собрать требуемую для принятия решения информацию о состоянии региона, его окружения, сформировать стратегическую систему целей, систему критериев и ограничений, а также систему показателей регионального развития.

Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии.

Актуализация потребности в разработке стратегического плана развития региона может быть как инициативной (внутрирегиональной, как инициатива администрации или иных региональных субъектов целеполагания), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы).

И в том, и в другом случае результатом этапа должно быть решение главы администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана.

Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы показателей развития региона.

Определение видения региона как объекта стратегического планирования. На рисунке 1 представлено видение региона в четырех аспектах.

Рис. 1. Четыре аспекта видения региона

Все четыре аспекта видения должны быть взаимосвязаны. Например, «ЭКОВИДЕНИЕ» региона как средоточия туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса предполагает также «ХОМОВИДЕНИЕ» как видение различного по составу, но обязательно исторически и культурно образованного человека - субъекта общественной деятельности. Это не означает, что торговый работник должен в совершенстве владеть иностранными языками, но знания разговорного английского не помешают при общении с иностранными клиентами.

То же касается и «ТЕХНОВИДЕНИЯ» - оно обязательно должно включать видение системы образования как специализирующейся на обеспечении сферы туризма требуемыми кадрами, научными и техническими разработками, совершенствующими данную сферу услуг.

«СОЦИОВИДЕНИЕ» должно обеспечивать приемлемые условия существования человека как элемента системы производства туристических услуг, как демосферы региона. Это может быть и видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимаются не как цель, а скорее как необходимое условие развития региона.

Видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как связанной иерархически системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек - главная детерминанта регионального развития. Пересечение всех четырех аспектов дает разработчикам стратегии «ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ» региона как образа будущего данной территории.

Распространение влияния видения на дальнейшие этапы планирования позволяет говорить о построенной модели как о четырехаспектной концепции регионального видения.

Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это уже не столько образ региона в различных аспектах, сколько «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создается ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом. Упрощенно миссия региона определяется ответом на два вопроса:

«Что регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»

«В каком направлении регион намерен развиваться, каковы его обязательства перед субъектами, входящими в его состав и формирующими его (перед предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым жителем в частности)?»

Перейти на страницу: 1 2 3 4