Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формы, методы подготовки и переподготовки кадров

) во всех случаях повышение разряда производится только рабочим, успешно выполняющих работы более высокого разряда не менее 3-х месяцев и сдавшим квалификационный экзамен в установленном порядке (15, С.219 - 227).

С целью мотивации работников к обучению и саморазвитию используется не только правильно организованная оплата труда с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и увязка продвижения работников в профессионально-квалификационном плане с повышением ими своей квалификации.

Для повышения квалификации рабочих в условиях производства существовали следующие формы:

производственно-технические курсы, позволяющие приобрести среднюю и высокую квалификацию;

обучение на целевых курсах, связанных с модернизацией и реконструкцией производства;

курсы обучения вторым профессиям;

- школы по изучению передовых методов труда (46, С.484-485).

В рамках рассматриваемой темы необходимо также уделить внимание образованию управленческого персонала.

Уильям Блейк когда-то сказал: «Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно». Это высказывание можно целиком и полностью отнести к обучению руководителей.

Парадоксально, но факт, но при назначении на руководящие должности и оценке действующего руководителя в расчет берут целый ряд таких его умений и навыков, которым фактически ни в одном институте не учат. Например, не учат будущих руководителей на основе поведенческих особенностей оценивать деловые качества человека, его способность и готовность быть партнером по бизнесу. Не учат и тому, как принимать решение в условия дефицита информации и ограниченности во времени. Нет и по сей день систематической подготовки к роли посредника в разрешении межличностных конфликтов даже в деловой сфере. Современные университетские программы не рассчитаны на выработку навыков управления инновациями. Все еще отсутствует система формирования умений вести деловые переговоры (28, С.26).

Все это тем более странно в ситуации, когда и наукой, и практикой доказана высокая значимость перечисленных умений и навыков. В результате современному специалисту по управлению человеческими ресурсами приходится искать альтернативные пути повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящего состава своих организаций.

Если промышленно развитые страны имеют многолетний опыт подготовки управленческих кадров, то наша страна, несмотря на отдельные успехи в этой области, только закладывает основу системы обучения руководителей. Те программы, которые сегодня получили широкое распространение в России, в значительной степени опираются на опыт развитых стран. Ряд российских учебных центров уже не один год обучают руководителей по программам МВА, по различным вариантам учебных курсов для руководителей, когда за основу берутся программы, разработанные американскими, английскими или немецкими школами бизнеса. Существует необходимость разработки собственных, оригинальных учебных курсов для работников всех уровней управления. Главное условие, которому должны отвечать современные учебные программы для руководителей, -содержание и используемые методы обучения следует увязать с требованиями к работе руководителя, с теми компетенциями, которыми должен обладать руководящий состав конкретной организации: в первую очередь глубокое знание своей профессиональной области, умение работать с информацией, способность работать с людьми и умение эффективно организовать собственную работу (19, С. 52-53).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7