Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формы, методы подготовки и переподготовки кадров

Обучение кадров применяется обычно в следующих случаях:

1) при поступлении человека в организацию;

) при перемещении на новую должность, работу, изменении объема полномочий;

) когда у работника будут выявлены недочеты, при некачественном исполнении им ряда обязанностей;

) при смене технологий, оборудования;

) при смене деятельности.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:

. Выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров.

. Определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам.

. Правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

. Выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения.

. Изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Подготовка и переподготовка рабочих на производстве позволяет обеспечить равномерность заполнения рабочих мест, оперативно решить узкопрактические задачи (34, С.38-39).

Стандарты по обучению в организации в XXI в. меняются. Если раньше считалась достаточной переподготовка специалиста один раз в пять лет, то сегодня необходимость переподготовки возникает через два-три года, так как за это время знания в мире удваиваются. Широкое распространение в мире приобрели подготовка, переподготовка управленческих кадров на международном уровне. Для этого создаются частные университеты (46, С.485-486).

На производстве сложились следующие формы подготовки рабочих:

обучение на курсах (курсовая подготовка в учебно-курсовых комбинатах), которое производится с постоянной по составу и однородной по профессии групповой численностью 10-30 человек в два этапа: на первом - вся группа обучается в учебном цехе, мастерской, участке, на втором - путем индивидуального или бригадного обучения в цехах предприятия;

бригадное обучение, при котором ученики включаются в состав ученических бригад квалифицированных рабочих, где обучаются по программе под руководством бригадира (инструктора);

индивидуальное обучение, при котором ученики прикрепляются к высококвалифицированному рабочему, способному к обучению своей профессии по соответствующей программе. Ученик выполняет под руководством рабочего-инструктора учебно-производственные задания, а теорию осваивает в комплектуемых для этого учебных группах или путем консультаций.

Традиционно выделяют три сферы повышения квалификации:

) профессиональная компетенция;

) методическая компетенция;

) социальная компетенция (39, С.101).

При обучении менеджеров используются такие методы, как метод «инцидента», «ролевые игры», «управленческие игры», метод «имитации», метод обратной связи, групповой динамики, лабораторный метод, метод конференции и т. д., на первом месте - метод анализа конкретных ситуаций (ситуативный метод модифицированной дискуссии) (34, С.42).

В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности) переподготовка означает освоение рабочими новой профессии (20, С.187).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7