Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формы, методы подготовки и переподготовки кадров

Многократная доказанность эффективности вложений в человеческие ресурсы в условиях перехода к рынку требует достаточно глубокой работы по поиску оптимальных (с точки зрения соотношения затрат и результатов) путей развития персонала, в т. ч. его обучения. Сиюминутный характер задач, решаемых сейчас нашими предприятиями в условиях нестабильности внешней среды, определяет и цели кадровой политики, ориентируемой не столько на развитие, сколько на сохранение лучших кадров при минимальном, позволяющем только не отстать, их развитии (46, С.36).

В интервью с Михаилом Шмаковым констатируется, что общие расходы на переподготовку, повышение квалификации, переобучение персонала очень маленькие. За счет бюджета ежегодно проходят профессиональное обучение через службы занятости только 6 процентов незанятых граждан. Расходы организации на профессиональное обучение работников также кране малы и составляют, как и в предыдущие годы, в среднем только 0,3 процента от фонда оплаты труда организаций. Это значит, что на каких-то предприятиях совершенно не уделяют этому никакого внимания. А где-то эта работа поставлена чуть лучше. Все те многочисленные проекты реформирования системы профессионального образования, которые выдвигались и проводились в нашей стране, фактически сводятся к поискам способов сокращения бюджетных расходов на ее функционирование. А это на деле оборачивается высокой социальной платой, разрушением материальной базы этих образовательных учреждений, нищенкой оплатой труда преподавательского состава и, как следствие, ухудшением качества и условий образования и обучения (51). Нашей стране стоит брать пример с США, затраты на повышение квалификации по всем категориям персонала уже в начале 80-х годов достигли 30 млрд долл., причем 18% обучавшихся в корпорациях составляли управляющие. Сегодня система обучения менеджеров в развитых странах имеет развитую инфраструктуру и бюджет в десятки миллиардов долларов. Высокие экономические результаты промышленно развитых стран были бы невозможны без той огромной работы, которая ведется в сфере подготовки управленческих кадров (19, С.52).

Повышая квалификацию, организация вносит инвестиции в человеческий капитал, которые обычно рассматривают как любое действие, которое направлено на повышение квалификации и способностей, а значит, производительности труда. Инвестиции в человеческий капитал имеют три формы (46, С.279).

Руководитель кадровой службы, как любой менеджер, должен уметь выбрать оптимальный вариант инвестиций в человеческие ресурсы с тем, чтобы получить максимум отдачи. Критерием оптимальности служит сравнение затрат и результатов, поэтому решение, принимаемое в отношении развития кадров, зависит от умения определить результаты и затраты (34, С.36).

Организации требуется высокопроизводительная работа. Эффективность труда должна не снижаться, а, наоборот, постоянно повышаться. Такое состояние в организации достигается тремя путями:

а) подбором кадров;

б) сменой кадров;

в) повышением квалификации кадров (46, С.478).

Повышение квалификации и обучение кадров позволяет решать задачи как в интересах организации - повышается прибыль, эффективность труда, включая качество труда, так и в интересах человека - повышаются качество жизни, возможности для реализации своих способностей и потребностей. Работник становится более конкурентоспособным на рынке труда (46, С.478).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6