Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Понятие организационной структуры, мировой опыт и российские тенденции формирования

Как свидетельствует история развития рыночного хозяйства, необходимым условием быстрого появления высокоэффективных вертикально интегрированных фирм служила возможность достаточно свободного приобретения ими капитальных активов в виде земельных участков, элементов основных фондов, акций других компаний.

Возникающие при вертикальной интеграции условия для повышения эффективности были тесно связаны с факторами организационно-управленческого характера. Вертикально интегрированные компании, способные наладить четкую координацию движения огромных потоков сырья, материалов и полуфабрикатов, добивались резкого уменьшения затрат на производство, распределение и сбыт единицы продукции в результате значительного увеличения масштаба операций. При этом эффект масштаба проявлялся не только в производстве, но и в других сферах деятельности компаний (закупки, сбыт, НИОКР и другие).

Помимо роста эффективности за счет увеличения масштаба операций, значительное ее повышение в вертикально интегрированных компаниях возникает также в результате существенного ускорения всего цикла материалодвижения и соответственно оборота капитала и окупаемости затрат. К тому же, если возможности роста эффективности, вызываемые увеличением масштаба операций, с течением времени натолкнулись на серьезные ограничения, в частности, экологического характера, то возможности ее повышения за счет ускорения материалодвижения, наоборот, значительно расширились в результате революционных изменений в вычислительной технике и средствах связи.

В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний Запада. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще- на уровне их подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления: по некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным перешло около 95% крупнейших компаний США.

В России в большинстве компаний еще господствует линейно-функциональный тип организационных структур, который получил массовое распространение в годы индустриализации, когда системы управления были скопированы с лучших американских и немецких предприятий вместе со станками и технологиями. Между тем, данная структура уже не может удовлетворить возросшие потребности рынка.

Вопросы решения проблем проектирования организационных структур, их формирования, реорганизации структур управления адекватно изменениям среды представлены в работах как российских, так и зарубежных экономистов: М. Аоки, Р. Акоффа, И. Ансоффа, Р. Брандербурга, Ю.В. Варьяса, В.Н. Вяткина, Г.В. Гренбэка, Р.Ф. Давидюка, Л.И. Евенко, Ю.Ф. Калакутина, Б.З. Мильнера и других авторов.

Несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблематике, теоретические подходы к системному управлению структурами предприятия, адаптивным изменениям внешней среды, развиты недостаточно.Применяемые за рубежом методологии организационных изменений предназначены для использования в условиях, принципиально отличных от российских в части законодательных и экономических условий, определенности динамики возмущений экономической среды, управленческого менталитета и других подобных условиях, поэтому заимствования из зарубежной науки и практики в области методов внедрения и типов эффективных организационных структур возможны только при их методологической адаптации к российским условиям хозяйствования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5