Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формирование мотивации труда, ее основные виды

Теория ERG (Клейтон Адъдерфер). Выделяют три группы потребностей:

· потребности существования (выживание, физическое благополучие, оплата труда);

· потребности в связях (межличностные связи, установление контактов, уважение, оценка личности);

· потребности в росте (внутреннее стремление к развитию творческого потенциала, к самореализации).

Теория установки целей (Эдвин А. Локе). Сознательные потребности сотрудника определяют его действия. Цель будет воздействовать на прилагаемые усилия и влиять на выбор поведения.

Теория изменения поведения, теория подкрепления (Беррес Фредерик Скиннер). Поведение может быть управляемо, уточнено и изменено благодаря определенным изменениям в системе поощрений и наказаний.

Теория предпочтений, ожиданий (Виктор Врум). Мотивация поведения сотрудника определяется тремя факторами: 1) силой уверенности в том, что конкретные действия приведут к конкретному результату; 2) силой уверенности в том, что конкретный результат приведет к конкретному вознаграждению; 3) привлекательностью или приемлемостью вознаграждения.

Теория справедливости, равенства или беспристрастности (Дж. Стейси Адамс). Основным источником трудовой мотивации является, беспристрастность или справедливость, которую сотрудник ожидает получить в трудовом коллективе.

Если соотношение "отдачи - выхода" соответствует соотношениям у других сотрудников, то это признак несправедливости и соответственно предпосылка возникновения психологического напряжения. В соответствии с этой теорией адекватность вознаграждения оценивается по соотношению "входа" и "выхода".

Теория "математического" ожидания (Джон Аткинсон, Н. Физер). Мотивация сотрудника к реализации определенной задачи есть функция, составляющими которой являются сила мотива производительного труда, субъективная вероятность (ожидание) успеха и привлекательность задачи (валентность).

Теория атрибуции (Фриц Хайдер). Внутренние силы (т.е. личные качества, такие, как способности, усилия, утомляемость) и внешние силы (свойства окружающей среды), дополняя друг друга, определяют поведение сотрудника. Теория атрибуции - это теория о том, как люди объясняют поведение других: приписывают ли они причину действий внутренним диспозициям человека (чертам характера, мотивам и установкам) или внешним ситуациям.

Теория контроля. Связана с ощущениями сотрудника, а именно: насколько он контролирует свою производственную деятельность. Считается, что осознанный контроль влияет на удовлетворенность трудом и прогулы.

Теория представительства. Ключевым моментом теории является то, что интересы владельцев Компании и ее сотрудников могут различаться, причем это расхождение можно уменьшить посредством установления соответствующих вознаграждений.

Теория Джона П. Кэмпбелла, Марвина Д. Даннетта, Эдварда Е. Лоулера и Карла Е. Уэйка-младшего. Мотивирующее воздействие на людей оказывает определение того, насколько настоятельны их потребности и ожидания, насколько их действия побуждают к достижению поставленной обстоятельствах.

Теория Герберта Кауфмана. Организационная и профессиональная специализация могут развивать в сотрудниках желание и возможность соответствовать целям Компании.

Теория Роберта Престаса. Предложена тройная классификация моделей организационного приспособления: "продвигающиеся вверх" - те, кто понимает и принимает все ценности организации; "индифферентные" - те, кто отвергает такие ценности и находит личное удовлетворение вне работы; "амбивалентные" - те, кто хочет пользоваться благами жизни организации, но не отвечает ее требованиям.

Заключение

Мотивация трудовой деятельности людей как особая функция управления, состоящая в целенаправленном формировании мотивов высокоэффективного труда, находится в самом начале своего становления в качестве важного направления совершенствования производственной практики.

Рассмотрев теории мотивации отечественных и зарубежных авторов, а также виды мотивации можно сделать вывод, что хотя эти теории и различны, они не являются взаимоисключающими. Необходимо также отметить, что эти теории эффективно используются в практике менеджмента для решения ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6