Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формирование мотивации труда, ее основные виды

Мотивационная теория справедливости является одной из наиболее известных теорий процесса мотивации.

Согласно мотивационной теории справедливости сотрудник организации в случае недооценки своей деятельности руководством будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же посчитает, что его труд переоценен, то, скорее всего, сохранит объем затрачиваемых усилий и даже увеличит его.

Именно сравнивая свой труд и его оценку руководством с трудом, затраченным коллегами, и их оценкой, человек и чувствует себя удовлетворенным или неудовлетворенным. Следует помнить, что такое личное восприятие весьма субъективно, хотя и опирается на достаточно объективную информацию, например, о величине заработной платы, премиях, количестве благодарностей, взысканий и так далее, а "ощущаемая" работником несправедливость порождает психологическое напряжение. Поэтому управлять мотивацией труда достаточно сложно.

Краткое описание других существующих теорий (1, с. 86):

Классическая теория научного менеджмента (Фредерик Тейлор, Фрэнк Гилбрет, Гарри Грант и др.). Сотрудники Компании в значительной степени заинтересованы в труде, если их материальное вознаграждение тесно связано с результатами их труда. Финансовое стимулирование - единственная основа высоких производственных показателей.

Теория X и Y (Дуглас Мак Грегор). Некоторые сотрудники не любят работать "от рождения", поэтому они могут хорошо работать только под постоянным наблюдением, только под принуждением (Теория X). Другие - сами мотивируют для себя потребность трудиться и находят внутреннее удовлетворение в труде, правда, если для этого созданы необходимые условия (Теория Y).

Теория Z (Уильям Оучи). Забота о каждом сотруднике организации, качестве трудовой жизни, привлечение сотрудников к групповому принятию решений - вот предпосылки раскрытия их потенциала. Теория Z использует особенность японского стиля управления, опыта японских предприятий привели к формированию двух основных типов управления А и Z (табл. 1).

мотивация стимул управление потребность

Таблица 1 Два абстрактных типа организационного управления

Тип А

Тип Z

Найм на короткий срок

Найм на длительный срок

Индивидуальное принятие решений

Коллективное принятие решений

Индивидуальная ответственность

Индивидуальная ответственность

Частая оценка работы и продвижение

Нечастая оценка работы и продвижение

Конкретная формализованная оценка

Неявная неформализованная оценка

Специализированная карьера

Неспециализированная карьера

Частичная забота о людях

Всесторонняя забота о людях

Тип А - американская типичная организация, которая является бюрократической по структуре. Такая организация основана на индивидуализме и конкуренции, что часто сопровождается отчуждением и недостаточной производительностью.

Организация типа Z является американской разновидностью японской организации. Она более органична, адаптивна, характеризуется более высоким уровнем сотрудничества и производительностью.

Подход к управлению по теории Z предполагает, что партисипативность является основой роста производительности. Для нее характерны философия "доверие, такт и близость". Теория Z рассматривает не только структуру организации, но и философские подходы, стиль управления. В этом смысле теория Z - более зрелый и развитый вариант теории Y (2).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6