Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формирование мотивации труда, ее основные виды

При этом предполагается возможность осуществления некоторого произвола со стороны субъекта управления по отношению к объекту, так как содержание и размер наказания заранее не определены и подчиненному не известны, а выбираются руководителем по своему усмотрению. В такой ситуации объект управления может предполагать, что последствия наказания для него окажутся худшими, чем трудности, связанные с подчинением.

В условиях оперативного управления властная мотивация обладает рядом достоинств. Во-первых, она не требует глубины проникновения в личность подчиненного. Для ее реализации достаточно использовать базовые, элементарные потребности человека, которые являются насущными для всех людей. Каждый человек не любит страдание, предпочитает ему удовольствие, не любит конфликтов, нуждается в безопасности, защите, покровительстве и т.д. Во-вторых, она максимально оперативна. В-третьих, она, в определенном смысле, наиболее "экономична", так как не требует использования каких-либо реальных жизненных благ, обычно находящихся в дефиците, ведь в ее основе лежит не обещание наград за добросовестное выполнение задания, а скорее угроза потери имеющегося в случае его невыполнения.

Эти обстоятельства объясняют широкую распространенность метода принудительной мотивации, особенно в экстремальных ситуациях военного времени, аварий, стихийных бедствий и т.д.

Однако властная мотивация имеет ряд существенных недостатков, вынуждающих общество постоянно ограничивать сферу ее действия. И, прежде всего, эти недостатки носят социальный и психологический характер. Так, отношения между объектом и субъектом управления по поводу труда при властной мотивации характеризуются четкой субординацией, представлением о разграниченности целей и функций, не подотчетностью субъекта управления объекту, безусловной подчиненностью последнего, формальной дисциплиной. В коллективах начинает преобладать статусное аристократическое деление, кастовость. Образуются "высшие" и "низшие" слои, между которыми постепенно складываются отношения конфронтации.

К психологическим последствиям властной мотивации следует отнести то обстоятельство, что она не предъявляет высоких требований к личности подчиненного, не дает ему серьезного социального заказа, как бы искусственно примитивирует, ограничивает возможности свободного самовыражения и самореализации работника, сдерживает творческие начала деятельности и „вследствие этого, не способствует развитию его личности. Цели объекта и субъекта управления в этом случае связаны отношениями приказа и подчинения. Любая выдвигаемая субъектом управления цель подлежит реализации подчиненным, даже если он видит ее ошибочность и не может ее принять в качестве личной цели.

Стимулирование, как метод мотивации, отличается тем, что формирование мотивов поведения объектов управления в соответствии с целями управления осуществления с помощью внешних по отношению к нему обстоятельств - предметов или явлений, которые способны удовлетворить те или иные потребности и распоряжения, которые являются прерогативой субъекта управления. За выполнение задания объекту управления назначается вполне определенное поощрение, за невыполнение или, как принято сейчас говорить, за недовыполнение - вполне определенное наказание. Сущностью стимулирования является улучшение или ухудшение удовлетворения потребностей субъекта управления в зависимости от результатов его деятельности. При этом цель объекта управления - получение стимула (удовлетворение определенной потребности) - и цель субъекта управления выполнение определенной работы - связываются между собой на договорной, торговой основе. Прямого произвола со стороны субъекта управления в отношении объекта нет, поскольку последний может принять или не принять условия стимулирования и, соответственно, выполнить или не выполнить задание.

Традиционное экономическое стимулирование базируется почти на вековечных принципах прямого обмена (симметричности, эквивалентности и гарантированности), наиболее просто и понятно реализующихся в товарно-денежных отношениях, на рынке. В условиях производства субъект управления обменивает стимулы на работу, а объект управления - работу на стимулирование.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6