Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Формирование мотивации труда, ее основные виды

Мотивация - это сила или процесс, заставляющая людей вести себя именно таким образом, как они себя ведут. В определении работы мотивация может рассматриваться как фактор, определяющий, предпринимает ли работник все необходимые усилия для того, чтобы добиться поставленных рабочих целей. (От греч. motif от лат. moveo - двигаю) - внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.

Экономическая мотивация - побуждение к деятельности для достижения личных целей или целей фирмы, неразрывно связана с потребностями, удовлетворение которых служит мотивом к действию. Существуют разные классификации потребностей. Общепризнанным можно считать деление потребностей на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими; к ним относят потребность в пище, одежде, жилье и т.п. Особенность первичных потребностей заключается в том, что они имеют предел насыщения, за рамками которого их влияние на мотивацию значительно сокращается. Вторичные потребности называют духовными; они удовлетворяются не только материальными благами. Это потребности в уважении, успехе, самовыражении и т.п. Их удовлетворение во многом зависит от корпоративной культуры, принятой ценностной ориентации, от уровня управленческой культуры менеджера.

Ряд современных авторов выделяют следующие виды мотивации (8, с. 5; 6, с. 370-372): властная (принудительная), прямая, стимулирование.

Рассмотрим эти виды мотивации.

Прямая мотивация представляет собой непосредственное воздействие на личность работника, на его систему ценностей. Способами прямой мотивации являются убеждение, внушение, психологическое заражение, информирование, агитация, демонстрирование примера и др. Прямая мотивация при успешной реализации имеет хорошие производственные результаты, способствует активизации творческого потенциала исполнителей, способствует тому, что они вкладывают душу в выполняемое дело. Она имеет и исключительно благоприятные последствия для социальных отношений и, прежде всего, для отношений между объектом и субъектом управления. Между руководителем и подчиненным складываются отношения сотрудничества, доверия, деловой надежности, открытости взаимоотношений, самостоятельности, самоконтроля и последовательности действий. Подчиненный, убежденный в абсолютной необходимости выполняемого дела, не нуждается как в жестком контроле и угрозе наказания, так и в стимулирующих подпорках.

Прямая мотивация имеет также и отличные психологические результаты, способствует преодолению отчуждения работника от своего труда, воспитывает ответственное заинтересованное, бескорыстное отношение к профессиональным обязанностям, развивает способность к самоуправлению и самоконтролю, всячески благоприятно влияет на личность трудящегося.

Однако прямая мотивация как средство управления человеком в условиях производства обладает и рядом недостатков, которые определяют на сегодняшний день ее недостаточно интенсивное применение. Прямая мотивация в максимальной мере требует индивидуального подхода к подчиненным, проникновения в субъективный мир их представлений и убеждений. Она предъявляет основные требования к специфическим способностям руководителя - умению занимать людей своими идеями, убеждать и переубеждать. Она требует безупречности поведения самого руководителя и открытости его мотивов. В конечном итоге, реализация этого метода мотивации требует много времени, которого в оперативном управлении всегда не хватает.

Властная (принудительная) мотивация строится на угрозе ухудшения удовлетворения каких-либо потребностей подчиненных при невыполнении ими предъявленных руководителем требований. Способами реализации этого метода является указ, директива, приказ, предписание, распоряжение, требование, угроза. Обычно он используется в иерархических системах власти, участники которых связаны отношениями "доминирование - подчинение". Преобладание властной мотивации характерно для авторитарного, волевого, командного, волюнтаристского стиля руководства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6