Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Сущность понятий "мотивация", "мотив", "стимул"

Установка обеспечивает стереотипное восприятие стимула с точки зрения потребности и тем самым сокращает путь от потребности к деятельности. Однако она еще не есть мотив. Установка заключает в себе в концентрированном виде эмоциональный (познавательный, смыслообразующий) и поведенческий (готовность к действию) компоненты, которые могут быть выражены в разной степени и часто едва уловимы. Так, простейшие установки предполагают автоматизм действия, однако это не отменяет того факта, что при формировании установки присутствуют все ее указанные компоненты.

Воспринимая импульсы, идущие от потребности, и соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности. Тем самым, несколько укороченный посредством включения уже сформировавшийся установки цикл действия механизма мотивации, завершается.

Второй, более длительный цикл механизма мотивации, имеет место тогда, когда работник сталкивается с новой ситуацией, относительно которой у него отсутствуют установки, связывающие потребности, стимулы и пути их достижения.

Учет действий общего механизма мотивации в процессе руководства способствует более компетентному выбору руководителем форм стимулирования, правильному определению степени и быстроты их воздействия на сотрудников, верному объяснению причин низкой эффективности стимулов. Вместе с тем, механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека.

Кроме зарабатывания денег человек стремится произвести хорошее впечатление на окружающих, самоутверждаться, оказывать влияние на других людей. Часто это осуществляется при оказании той или иной услуги в системе продвижения ее на рынок. "Услуга это действие, приносящее пользу, помощь другому" (10, с. 746).

Осуществляется услуга при достижении поставленной цели. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения, восстанавливает психологическое равновесие.

Во всех случаях для трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных трудовых норм и ценностей.

Г.Л. Тульчинский считает, что "Ценности - это представления субъекта, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей (13, с. 43).

Ценности бывают: материальными, духовными, социальными, политическими и т.д. Среди ценностей различают ценности-цели и ценности-средства. Причем они подразделяются на терминальные (отражают стратегические цели человека: здоровье, материальное благополучие, интересная работа) и инструментальные ценности как средства достижения целей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что мотивация это процесс включающий: возникновение потребностей, поиск путей устранения этих потребностей, определение целей (направлений) действий, осуществление действий, получение вознаграждений за осуществление действий и устранение потребностей.

Мы наблюдаем мотивированную деятельность, обусловленную внутренними побуждениями действия человека, которые направлены на достижение собственных целей и реализацию своих интересов.

Основными функциями мотивации являются:

· побуждение к действию;

· направление деятельности;

· контроль и поддержание поведения.

Осуществление этих функций возможно только в том случае, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.

Перейти на страницу: 1 2 3