Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Сущность понятий "мотивация", "мотив", "стимул"

Общую характеристику процесса мотивации можно дать, рассмотрев такие понятия как потребность, цели, ценности, мотивы, интерес. Именно эти понятия лежат в основе мотивации.

Так как поведение человека всегда мотивировано, оно сопровождается побуждением и самопобуждением. Побуждением к действию может быть нужда, т.е. "недостаток необходимого и потребность в чем-нибудь" (11).

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

В основе любой мотивации лежит мотив.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие, в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности (4).

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.

Вторым "полюсом" механизма мотивации выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий (поведения). Другими словами, стимул ориентирован на удовлетворение потребности. Стимул - это побудительная причина, толчок заинтересованность в совершении чего-нибудь (11, с. 756).

Несмотря на близость и соотносимость понятий мотива и стимула, представляется необходимым различать их, хотя в литературе они нередко употребляются как тождественные. Мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, стимул - сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от человека невозможных или неприемлемых действий. Например, предложение группе работников учреждения культуры большой денежной суммы за проведение сложного театрализованного праздника не будет для них мотивом к действию, если они не обладают необходимой для этого квалификацией или, если у них нет реквизитов, требуемых для проведения этого мероприятия.

Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, "искрой", которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой "искры" стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.

Между потребностью и стимулом, как двумя крайними "полюсами" механизма мотивации, находится целый ряд опосредующих звеньев, характеризующих процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования неактуализированного (обычно латентного, скрытого или еще не полностью осознанного) мотива. На этом этапе цикла превращение стимула в детерминирующий поведение мотив, стимул может быть предварительно принят, а может быть и отвергнут субъектом.

При этом установка может быть позитивной или негативной в зависимости от того, как влиял прошлый опыт действий на реализацию потребности (12).

Перейти на страницу: 1 2 3