Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Закон информированности-упорядоченности

В рыночной экономике действует «невидимая рука», направляющая своекорыстный интерес человека на службу интересам общества. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.

Фридрих фон Хайек утверждает: «Целое действует как единый рынок, не потому, что каждый из его членов способен обозреть все поле деятельности, но потому, что индивидуальное поле обзора каждого накладывается друг на друга так, что необходимая информация через многочисленных посредников передается всем» [50].

Недоступность же информации ведет к созданию монополий и обогащению одних за счет других.

Эффективность производства во многом зависит от того, располагает ли фирма источниками оперативной информации. Чем их больше, тем быстрее предприятие реагирует на изменение внешних обстоятельств. Если фирма имеет мало информации, то ее шансы завоевать рынок очень невелики. По мнению одного из классиков экономической теории К. Эрроу проблема оперативной передачи информации является одним из главных аспектов структуры производства и рынка в целом. Если учесть колоссальную сложность экономической системы, то вполне понятно, что для ее нормального функционирования необходимо непрестанное движение информационных потоков, как в рамках самой системы, так и в связях с другими системам общества.

Исследования П. Страссмана, проводимые в различных фирмах, выявили следующие аспекты информационных взаимодействий:

. Большинство работ осуществляется в рамках организации: 93% всех взаимодействий остаются внутренними и лишь 7% приходится на контакты с поставщиками и потребителями.

. Основная часть информации добывается из внутренних источников - до 86%.

. Только около 1% информации можно считать новой [40, с. 31].

Подобная практика, когда информация передается от одного служащего к другому, а запросы поставщиков и потребителей остаются без внимания, характерна для непродуктивной организационной структуры. Поэтому на практике фирма не всегда может быстро адаптироваться к новым обстоятельствам и выработать новую стратегию.

Рассмотрим некоторые характеристики информационных потоков в организации. Все отношения в компании основаны на получении, обработке, передаче и хранении приказов, распоряжений, договоров и др. Они могут содержать данные в виде текста, цифр, рисунков, таблиц, звука, видеоизображений. Часть этих данных может быть известна исполнителю, а часть - может быть новой, необходимой для выполнения заданий или развития его профессионального уровня.

Информацией являются данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Одни и те же данные могут быть для одного человека информацией, а для другого - пустым набором данных.

Информация представляет собой важнейший элемент информационной среды управления, ее разделяют на два большие класса:

■ объективную, овеществленную в какой-либо продукции, товарах, услугах или знаниях;

■ субъективную, отраженную, организованную людьми (впечатления, мнения, инструкции, приказы, распоряжения и т.д.).

В зависимости от характера подготавливаемого решения информация классифицируется по следующим группам:

■ по областям применения: управленческая, техническая, биологическая;

■ по функциональной направленности: планирующая, организующая, активизирующая, координирующая, контролирующая, информирующая;

■ по времени действия: стратегическая, тактическая и оперативная.

■ по характеру разработки и реализации: уравновешенная, импульсивная, инертная, рискованная, осторожная;

■ по уровню определенности: низкая, средняя, высокая и сверхвысокая;

■ по масштабам воздействия: общая и частная;

■ по направлению воздействия: внутренняя и внешняя;

■ по уровню достоверности: абсолютная, доверительная и недостоверная;

■ по уровню ценности: нулевая, средняя, высокая и сверхвысокая;

■ по уровню насыщенности: высокая, нормативная и низкая;

■ по уровню открытости: секретная, конфиденциальная (служебная) и публичная.

Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4