Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Закон информированности-упорядоченности

Цель данного параграфа - объяснить значение информации в достижении упорядоченности, определить механизм установления порядка в кибернетических системах и, как частный случай, в социально-экономических системах.

Закон информированности-упорядоченности

утверждает, что в системе не может быть больше порядка, чем информации.

В широком смысле термин «организация» означает определенный порядок, а повышение степени организованности - упорядочение. Упорядоченность - характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей.

Очевидно, достигнутый порядок можно охарактеризовать с помощью, как качественных, так и количественных методов. Так, порядок можно в принципе признать полным, если в нем нашли практическое воплощение три аспекта упорядоченности, вытекающие из того, что определены:

■ границы системы, то есть установлено, сколько и каких образующих единиц она включает;

■ переменные, которые характеризуют элементы, образующие систему;

■ образ действия каждого элемента и системы их взаимодействия.

Для понимания сущности закона необходимо четкое понимание термина «информация» и установление связи между количеством информации в системе и степенью ее упорядоченности (организованности).

Несмотря на то что термин «информация» (от лат. informatio - «разъяснение, представление») давно и широко используется в науке и в обыденной жизни, точное его определение особенно важно в данном случае. Для этого необходимо уяснить то, что понятие «информация» неразрывно связано с динамическими процессами взаимодействия ее источника

и приемника

, которое может быть реализовано лишь при наличии между ними системы связи, которую чаще называют каналом связи

(рис. 9.3).

Рис. 9.3. Основные компоненты процесса коммуникации (по К. Шеннону и У. Уиверу) [35, с. 142]

Источник может излучать сигналы самого различного вида (электромагнитные, световые, звуковые и т.д.), которые приходят к приемнику. Однако для того, чтобы извлечь из этих сигналов потенциально заключенную информацию, приемник должен иметь кибернетическую природу, а также способность использовать содержимое сигналов для целей управления.

Однако данная схема пригодна только для жестко формализованных структур, где информация предельно проста, понятна и протекает только в одном направлении. Для изучения организации важно представить универсальную схему коммуникации, применимую во всех ситуациях управления. Такую коммуникационную модель предложил немецкий ученый В. Трам. В его модели коммуникация выступает как контакт между отправителем и получателем, устанавливаемый с помощью сообщения, которое направляется по определенному каналу, кодируется и декодируется получателем; кроме того, имеется канал обратной связи и выделен результат (эффект) коммуникационного процесса (рис. 9.4).

Рис. 9.4. Схема коммуникационного процесса с обратной связью

Представим себе содержание каждого из компонентов коммуникационного процесса.

. Отправитель - создатель сообщения, тот, кто выдвигает какие-либо идеи (самостоятельно создает информацию) или аккумулирует уже имеющуюся информацию для дальнейшей передачи. Решая, какая значимая информация (идея) может стать предметом передачи, как ее закодировать, по какому каналу направить информацию, отправитель тем самым начинает процесс коммуникационного обмена. При этом очень важна ориентация отправителя на ситуацию, т.е. учет всех основ ных компонентов процесса коммуникации. В противном случае ин формация может либо не дойти до получателя, либо дойти до получателя в искаженном виде, либо не приниматься получателем.

. Сообщение - подготовленная к передаче получателю информация, закодированная с помощью символов - слов, специальных знаковых символов, тона сообщения, рисунков, жестов, подтекста и т.д. В процессе кодирования (преобразования смысла идеи в символы) могут возникать проблемы, действие которых снижает эффективность процесса коммуникации. Например, отправитель составляет сообщение из символов, которые получатель не понимает, не встречал в своем прошлом опыте или неоднозначно трактует в контексте данного сообщения (т.е. отправитель не настроен на язык, культуру получателя и это ведет к искажениям в понимании).

Перейти на страницу: 1 2 3 4