Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Сущность и задачи управления

В предыдущих разделах уже фигурировали такие термины, как «обратная связь», «регулятор», «гомеостаз», «состояние», «разнообразие» и т.д. Все они имеют тесную связь с такими фундаментальными понятиями теории организации, как «организация» и «управление». Каково же соотношение между ними?

Под управлением

, в широком смысле слова, понимается функция системы, направленная на сохранение или развитие ее основного качества, обеспечивающая устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

Сама постановка задачи управления некоторым объектом предполагает наличие возможности тем или иным способом воздействовать на этот объект. Бессмысленно ставить вопрос об управлении теми объектами, на которые мы не можем воздействовать и которые не реагируют на такие воздействия. Такие объекты относятся к неуправляемым.

Естественно, что осуществляя процессы управления нужно стремиться к некоторой наперед заданной цели. Т.е. процесс управления это целевой, целенаправленный процесс. Сам процесс управления может целесообразно осуществляться только на основе использования и переработки поступающей информации о поведении объекта и воздействиях на него окружающей среды.

Управление как функция

- наиболее распространенная форма проявления управления. В этом случае основополагающим началом, задающим управленческую деятельность, выступает содержание этой деятельности, т.е. содержание функции управления. Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

Содержание и набор действий, осуществляемых в процессе управления, зависят от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации с функцией обработки информации характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Для эффективного, целостного управления они должны быть организованы в единый комплекс (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Взаимосвязь функций управления

Управление как отношение

это управленческое воздействие субъекта управления на объект управления с целью поддержания определенных параметров объекта управления в желанном для субъекта управления состоянии. Но для того, чтобы объект управления был готов выполнять команды субъекта управления, между ними должны существовать такие отношения, при которых один готов и может командовать, а другой может и готов выполнять эти команды. Поэтому в самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй - в позиции объекта управления. Если управленческое взаимодействие реализуется, то можно говорить, что между ними существует управленческая связь

. Суть ее такова, что один заинтересован в определенном функционировании другого и генерирует управленческие команды, задающие его желательное поведение, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Соответственно системой управления называют систему, в которой реализуются перечисленные выше функции управления и отношения управления.