Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Стратегия и модели антикризисного управления

Рис. 1.7. Варианты стратегий в отношении освоенной продукции

При высоком потенциале дифференциации фирмы и относительно свободном сегменте рынка возможного к расширению выпуска изделия (позиция 1.1) имеет смысл сконцентрировать ресурсы для специализации в этой отрасли и стабилизации за счет этого воспроизводственного процесса. И наоборот, при слабом потенциале дифференциации кризисной фирмы (т.е. при низких возможностях перестройки производства) и высоких затратах для расширения занимаемого сегмента рынка (позиция 3.3) целесообразнее сосредоточиться на снижении издержек производства продукции без ее модернизации и расширения объемов выпуска.

На основе оцененных по такому методу перспектив каждого из ключевых продуктов можно сформировать обобщенную антикризисную стратегию предприятия (фирмы) в отношении ранее освоенной продукции. Наряду с освоенной продукцией, промышленная фирма зачастую имеет наработки в отношении родственных, а нередко и принципиально новых изделий. Это требует проведения их оценки для разработки соответствующей инновационной стратегии.

Ряд экономистов считает главным тормозом успешной работы предприятий в рыночных условиях простаивание производственных мощностей, их невосприимчивость к инновациям, сохранившиеся от административной экономики иерархические линейнофункциональные структуры и многочисленные вспомогательные производства.

Особенностью кризисного предприятия (фирмы) является жесткая ограниченность в ресурсах. В этих условиях удобно осуществить выбор инновационной стратегии с использованием схемы, которая имеет вид, показанный на рис. 1.8 [12, 196].

Конкурентная позиция

Сильная

Интенсивный НИОКР, технологическое лидерство 1.1

Стратегия следования за лидером 1.2

Приобретение других фирм 1.3

Средняя

Поиск выгодных сфер применения технологии 2.1

2.2

Рационализация 2.3

Слабая

Организация рискового предприятия 3.1

Рационализация 3.2

Ликвидация бизнеса 3.3

Сильная

Средняя

Слабая

 

Технологическая позиция

Рис. 1.8 . Схема инновационных стратегий

На основе принятых решений в отношении освоенной продукции и инноваций руководство предприятия или фирмы наполняет выбранную модель антикризисного управления ресурсным содержанием. Для этого прорабатываются несколько вариантов бизнесстратегий, на основе чего и составляются общая модель антикризисной стратегии и опирающийся на нее перспективный план выхода организации из кризиса

антикризисный управление реструктуризация баланс

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6