Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Стратегия и модели антикризисного управления

По своему существу стратегия представляет собой многомерную экономическую категорию, описывающую технологию функционирования организации в достижении определенных целей.

Обычно выделяют следующие 4 группы правил, очерчивающих стратегию организации [12, 185,186]:

1) группа: правила оценки результатов деятельности (они определяют курс и формируют план);

2) группа: правила отношений с внешней средой (они очерчивай и продуктоворыночную стратегию, а именно: что, кому и сколь поставить);

) группа: правила отношений и процедур внутри организации (организационная концепция);

) группа: правила повседневной деятельности (оперативные приемы).

Разработка стратегии организации завершается установлением общих направлений ее функционирования.

Для равновесного состояния организации стратегия может разрабатываться на длительный (5-7 лет) срок и не содержать резких реорганизационных мероприятий.

Для кризисных организаций стратегия разрабатывается им сравнительно короткий период (1-3 года) и имеет сильно выра женные адаптивные характеристики; она содержит множество реорганизационных мероприятий и организационнотехнологических новаций.

Особенностью антикризисной стратегии является ее ограниченнный по сроку и содержанию характер. Такая стратегия считается реализованной, как только организация вступила в сбалансирован ное функционирование и намеченное устойчивое состояние. В этом ракурсе антикризисную стратегию можно рассматривать и как средство достижения конкретной цели, а именно - преодоление кризиса. Однако выработка антикризисной стратегии обычно не приносит предприятию или фирме непосредственной пользы. Эффект может быть получен только от ее реализации».

Антикризисные стратегии промышленной фирмы существенным образом отличаются от обычных. Это объясняется их весьма высоким динамизмом, ресурсной жесткостью и повышенной результативностью как в позитивном, так и негативном плане. Некоторые сравнительные характеристики общих и антикризисных стратегий приведены в табл. 2.2 [12, 188].

Таблица 2.2

Антикризисные стратегии промышленного предприятия (фирмы)

Показатели

Стратегии

общие

антикризисные

Цели

Сбалансированное прогрессирующее функционирование

Быстрый выход из нестабильного состоятия

Основное внимание

Долгосрочным программам

Секторам и этапам работ для преодоления в них недоборов

Средства

В основном из внешних ресурсов

В основном из внутренних ресурсов

Бизнес

Магистральные производства, ориентированные на крупные сегменты рынка

Диверсификация, создание малых (мелкосерийных) производств для множества малых сегментов рынка

НИОКР

Фундоментальные исследования и разработки

Быстрая отдача при малых дополнительных затратах

Производство

Расширение массовости и крупносерийности, лидерство по издержкам

Диверсификация, повышение качества традиционных изделий, ориентация на товарнодиффенциальный маркетинг

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6