Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Содержание и механизм антикризисного управления

.2.1 Содержание, цель, виды, проблемы и принципы антикризисного управления

Антикризисное управление - это система управленческих мер по диагностике (а), предупреждению (б), нейтрализации (в) и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики [1, 14].

В широком смысле слова антикризисное управление предприятием включает:

· анализ микро и макросред и выбор предпочтительной линии поведения организации;

· познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы «сканирования» (непрерывного упорядоченного просматривания пространства или объекта) внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего обнаружения «слабых» сигналов о приближении кризиса;

· стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения банкротства;

· оперативную оценку и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

· постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей, приводящих фирму к кризисному состоянию [11, 15].

В соответствии с содержанием антикризисного управления различают превентивное и реагирующее управление кризисом. Превентивное управление кризисом - это комплекс мероприятий по отслеживанию как внутренних факторов (низкая эффективность управления, рост заработной платы, снижение производительности труда и т. п.), так и внешних факторов (разработка конкурентами новых продуктов, слияние фирмконкурентов, планируемые правительством решения, могущие повлечь снижение эффективности производства на предприятии, поведение основных покупателей).

Превентивное антикризисное управление должно содержательно ответить на ряд вопросов [17, 8]:

ü как отреагировать на прогнозируемое сокращение или увеличение рынка?

ü что противостоит изменению тактики конкурента (например, в области сбыта, рекламы, модификации товара)?

ü где можно найти замену крупному поставщику в случае разрыва с ним отношений?

ü чем ответить на изменение структуры рынка труда?

Реагирующее антикризисное управление включает в себя [18, 9]:

получение ответов на вопросы: «Что происходит? Почему? Кто виноват?

Насколько это опасно? и т. д.»;

подготовку плана мероприятий по преодолению кризиса, назначение ответственных руководителей и исполнителей этого плана;

контроль за исполнением и корректировку плана мероприятий.

Эффективность антикризисного управления характеризуется способностью предприятия адекватно реагировать на изменения на рынке, угрожающие его нормальному функционированию. Кризисное положение предприятия на рынке меняет акценты: то, с чем можно было мириться в период относительного экономического благополучия, становится совершенно недопустимым в условиях неплатежеспособного предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5