Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Кризис, причины возникновения, виды и последствия

Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса [8, 7].

Фактор кризиса - событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса [8, 7].

Например, в организации причинами могут быть финансовоэкономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие, и тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т. п.

С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельностью государства, состоянием отрасли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии. Перечень и классификация причин возникновения кризиса организации представлена на рис. 1.2 [3,16].

К проблеме возникновения кризисов в организации следует подходить с системных позиций. Любая организация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

Рис.1.2. Причины кризисов

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов, к которым относят следующие [3; 32, 33]:

· денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хоутри и др.);

· теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен);

· психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот и др.);

· теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс и др.);

· теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является, скорее, чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование (Хайек, Мизес и др.);

· теорию солнечных пятен погоды урожая (Джевонс, Мур).

Организация, как сложная система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии [8, 7].

Различают статическую и динамическую устойчивость.

Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами (экзогенные факторы), то ее принято называть внешней, если внутренними факторами (эндогенные факторы), то внутренней. Классификация этих факторов представлена в Приложениях 1 и 2.

Внешние факторы это факторы внешние по отношению к предприятию, на которые оно не может влиять или его влияние может быть незначительным.

Внутренние факторы это факторы, проявляющиеся в зависимости от организации деятельности самого предприятия.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследованию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов.

Однако следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям.

В табл. 1.1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие в результате наступления кризиса в организации [8. 14].

Таблица 1.1

Возможные последствия наступления кризисного состояния организации

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации как юридического лица

Ликвидация организации (распродажа имущества организации)

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника

Перейти на страницу: 1 2 3