Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Алгоритм построения прогнозной модели

Для прогнозирования объема продаж, имеющего сезонный характер, предлагается следующий алгоритм построения прогнозной модели:

1. Определяется тренд,

наилучшим образом аппроксимирующий фактические данные. Существенным моментом при этом является предложение использовать полиномиальный тренд, что позволяет сократить ошибку прогнозной модели.

2.

Вычитая из фактических значений объемов продаж значения тренда, определяют величины сезонной компонентыи корректируют таким образом, чтобы их сумма была равна нулю.

3. Рассчитываются ошибки модели

как разности между фактическими значениями и значениями модели.

4. Строится модель прогнозирования:

F = T + S ± E

где:

F - прогнозируемое значение;

Т - тренд;

S - сезонная компонента;

Е - ошибка модели.

5. На основе модели строится окончательный прогноз объема продаж.

Для этого предлагается использовать методы экспоненциального сглаживания, что позволяет учесть возможное будущее изменение экономических тенденций, на основе которых построена трендовая модель. Сущность данной поправки заключается в том, что она нивелирует недостаток адаптивных моделей, а именно, позволяет быстро учесть наметившиеся новые экономические тенденции.

Fпр t = a Fф t-1 + (1 - a) Fм t

где:пр t - прогнозное значение объема продаж;

Fф t-1 - фактическое значение объема продаж в предыдущем году;

Fм t - значение модели;

а - константа сглаживания.

Практическая реализация данного метода выявила его следующие особенности:

· для составления прогноза необходимо точно знать величину сезона. Исследования показывают, что множество продуктов имеют сезонный характер, величина сезона при этом может быть различной и колебаться от одной недели до десяти лет и более;

· применение полиноминального тренда вместо линейного позволяет значительно сократить ошибку модели;

· при наличии достаточного количества данных метод дает хорошую аппроксимацию и может быть эффективно использован при прогнозировании объема продаж в инвестиционном проектировании.