Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности хлебозавода

Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности предприятия и позволяют оценить качество управления, соотнося чистую прибыль с величиной активов в целом (рентабельность активов), собственного капитала (рентабельность собственного капитала), объемом продаж (рентабельность продукции) и себестоимостью (рентабельность затрат на производство).

Из таблицы видно, что в ЗАО «Железногорский хлебозавод» в 2008 году происходит снижение показателей рентабельности, что говорит о снижении эффективности функционирования предприятия в 2008 году, тогда как в 2009 году положение немного выправляется. Объяснить такое положение можно получением в 2009 году выручки от реализации продукции 2008 года, так как оплата и реализация продукции на предприятии отстоят друг от друга на величину возврата дебиторской задолженности- более года. Поэтому предприятие, несмотря на год после начала экономического кризиса в стране получило больший объем выручки от реализации и чистой прибыли, чем в 2008 году.

Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что на предприятии за рассматриваемый период в составе капитала происходит рост величины оборотных средств- на 39,3% в 2008 году и на 4,5% в 2009 году. Собственный капитал в 2009 году уменьшается на 48,03 тысячи рублей, что является следствием убыточности работы. Также снижается в 2009 году и величины основных средств предприятия- на 0,3%.

В составе имущества анализ выявил ряд отрицательных моментов: затоваривание складов готовой продукции, увеличение запасов сырья из-за его низкого качества, наличие и рост долгосрочной дебиторской задолженности, использование в качестве источника финансирования текущей деятельности кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам, часто в нарушение платежной дисциплины. Соотношение величин кредиторской и дебиторской задолженности находится на уровне 0,51-0,58, то есть величина кредиторской задолженности за рассматриваемый период выше величины дебиторской задолженности примерно в 2 раза.

За исследуемый период происходит рост выручки от реализации продукции (в 2008 году ее размер растет на 20,1%, в 2009 году- на 0,6% по сравнению с 2008 годом), выручка увеличивается чуть быстрее, чем среднегодовая стоимость основных средств на хлебозаводе (темп роста в 2008 году составляет 116,6%, в 2009 году- 100,3%), при этом, как уже было сказано по результатам работы за 2009 год финансовый результат деятельности- убыток.

Производительность труда персонала хлебозавода растет в 2008 году на 0,89 тысяч рублей на человека, в 2009 году происходит снижение показателя с 5,53 тысяч рублей до 5,48 тысяч рублей выручки от реализации на 1 сотрудника. В 2008 году происходит рост фондовооруженности труда, что вполне оправданно ростом выручки от реализации продукции, однако в 2009 году происходит снижение фондовооруженности на 1,72 тысячи рублей на человека.

За исследуемый период на предприятии происходит рост величины собственного оборотного капитала в 2008 году до величины 122,06 тысяч рублей, то есть на 40,77 тысяч рублей, однако в 2009 году величина собственного оборотного капитала снижается на 17,14 тысяч рублей и равна 104,92 тысяч рублей.

Оборотные средства хлебозавода сформированы в 2007 году на 2% за счет собственного капитала, на 12,7% за счет долгосрочных пассивов и на 85,3% за счет краткосрочных пассивов; в 2008 году доля собственного капитала в величине оборотных средств составляет 12,5%, долгосрочной задолженности- 3,4% и краткосрочных пассивов- 84,1%. В 2009 году доля собственного капитала в формировании оборотных средств снижается до уровня 8,8%, доля долгосрочных пассивов- 4,3%, на 86,9% оборотные средства предприятия сформированы за счет краткосрочных пассивов, а точнее за счет кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам.

Денежные средства, вложенные в процесс производства в виде оборотных средств: сырья, материалов возвращаются на предприятие в виде денежных средств только через 397 дней.

За 2007-2009 годы в ЗАО «Железногорский хлебозавод» происходит рост выручки от реализации продукции одновременно с ростом ее себестоимости, коэффициенты ликвидности предприятия значительно ниже норматива, что говорит о том, что в случае необходимости предприятие не сможет рассчитаться со своими кредиторами используя реализацию оборотных средств.

Коэффициенты финансовой устойчивости находятся в пределах нормативных значений и говорят о возможности улучшения финансового состояния предприятии при правильной разработке антикризисной стратегии. Однако в настоящий момент предприятие может оказаться несостоятельным в ближайшее время (об этом говорит экспресс-диагностика потенциального банкротства).

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8