Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Классификация стратегий антикризисного управления

Существует множество классификаций стратегий предприятия, И. Ансофф предложил теорию базовых стратегий, к которым он относил стратегии дифференциации, фокусирования, лидерства по качеству и другие.

Однако с точки зрения антикризисного управления целесообразно применять стратегии экономического роста.

Группировка стратегий по данному критерию такова:

) стратегия концентрированного роста предполагает совершенствование или выпуск новой продукции, а также поиск возможностей улучшения положения хозяйствующего субъекта на существующем рынке или перехода на новый рынок;

) стратегия интегрированного роста обеспечивает экономический рост за счет приобретения собственности, а также создания новых производственных структур.

) стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, если организация не может развиваться дальше на данном рынке с данным товаром в рамках данной отрасли;

) стратегия сокращения производства или стратегия ликвидации реализуется, если экономический субъект нуждается в перегруппировке сил, структурной перестройке или ликвидации.

Стратегия ликвидации представляет собой процесс полного сворачивания производства, когда предприятие не может в дальнейшем вести бизнес. При анализе деятельности организации, оценке перспектив возникновения кризисных состояний важно рассмотреть качественное соотношение данных четырех типов стратегий.

Первые три типа в рассмотренной классификации отражают деятельность, ориентированную на прогресс. Его формами могут быть улучшение положения на рынке, усиление положения в отрасли, переход на рынки других товаров или их комбинация. Для данных типов стратегий характерно одно обязательное условие поведения организации и менеджера- активность в области основной деятельности, то есть поиск новых способов упрочения положения на рынке. При этом предполагается постоянное улучшение положения по двум основным направлениям: наращивание темпов накопления собственных средств для последующего стратегического маневра или углубления связи с устоявшимися категориями потребителей и улучшении своего положения на рынке. Кроме того, необходимо обеспечивать постоянный контроль за новыми разработками для ускоренного освоения достижений науки и техники в производстве товаров и получения коммерческого результата.

Для данных типов стратегий характерно одно обязательное условие поведения предприятия и менеджера- активность в области основной деятельности, то есть поиск новых способов упрочения положения на рынке.

При этом предполагается постоянное улучшение положения по двум основным направлениям: наращивание темпов накопления собственных средств для последующего стратегического маневра или углубления связи с устоявшимися категориями потребителей и улучшении своего положения на рынке [3, с. 44]. Кроме того, необходимо обеспечивать постоянный контроль за новыми разработками для ускоренного освоения достижений науки и техники в производстве товаров и получения коммерческого результата.

Одна из качественных составляющих развития- сокращение производства или стратегия ликвидации [15, с. 3]. В чистом виде сворачивание (ликвидация) применяется крайне редко. Чаще всего данная стратегия распространяется на отдельные товары или производства и, по сути, неразрывно связана с реструктуризацией предприятия, которую можно отождествить с процессом освобождения предприятия от низкорентабельных производств и создания потенциала для ускоренного развития перспективных, обеспечивающих реализацию одной из трех рассмотренных ранее стратегий.

Таким образом, в антикризисном управлении целесообразным является применение на предприятиях первых трех стратегий развития, которые характеризуют инициативный поиск предприятием путей его финансового оздоровления. В крайнем случае, когда предприятие поздно обратилось к разработке антикризисной стратегии и не имеет путей выхода из кризиса необходимо применение четвертой стратегии- стратегии ликвидации.