Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Эффективность организации стратегического планирования деятельности ООО «Константа»

Таким образом, используя данные SPACE-анализа для определения стратегического положения организации и соответствующей конкурентной стратегии выбор делается в первую очередь на стратегию лидерства по расходам(ввиду агрессивного положения), но также на стратегию индивидуализации(т.к. конкурентное положение компании почти равно по своей величине агрессивному - см. рисунок 5).

Рисунок 5. Определение стратегического состояния ООО «Константа» с помощью SPACE-анализа

Наиболее подходящей частной стратегией является стратегия роста.

Рисунок 6. Выработка стратегической позиции организации

Идентификация жизненного цикла компании

Исходя из теории антикризисного управления о жизненном цикле организации, средний уровень жизни предприятия составляет 6 лет. При этом в данном периоде могут возникать финансовые кризисы при переходе из одной стадии в другую. Изобразим этот процесс графически (рисунок 7) [4, с. 31].

В соответствии с приведённым рисунком, финансовые кризисы могут возникать на следующих этапах:

· (t1) при переходе из стадии зарождения и развития в стадию активного развития;

· (t2) при переходе из стадии развития в стадию стабилизации;

· (t3…6) при переходе из стадии стабилизации в период глобального спада.

Рисунок 7. Жизненный цикл предприятия

Знание этих тенденций позволяет предприятиям управлять финансовым кризисом, быть готовым к нему заранее, что есть самое рациональное зерно антикризисного управления.

Существуют тенденции циклического развития организаций, при которых стадии жизненного цикла представлены следующими этапами: возникновение; становление; развитие; высшая точка развития; спад; банкротство; ликвидация.

Изобразим их расположение на рисунке 8 [4, с. 32].

С точки зрения антикризисного управления организация, находясь на какой-либо стадии жизненного цикла, представляет собой определённый вид, которому характерны свои факторы развития, условия создания и причины кризиса:

Рисунок 8. Стадии жизненного цикла предприятия

) Предприятие-эксплерент

- этап зарождения и пополнения запаса.

) Предприятие-патиент

- область возрастающего развития.

) Предприятие-виолент

- область стабильности с одной стороны и область критического кризиса с другой стороны.

) Предприятие-коммутант

- область циклического кризиса.

) Предприятие-леталент

- область постоянного кризисного состояния.

На рисунке 9 представлено расположение перечисленных видов предприятий на графике жизненного цикла [2, с. 88].

Каждый вид организации, изображённый на рисунке 9 имеет свои особенности и, в соответствии с ними, свои причины кризиса. Информация по связи жизненного цикла предприятия и его специфики представлена в Приложении 1.

Знание позиции организации, переданной в Приложении 1, относительно стадии её жизненного цикла, позволяет с большой долей вероятности идентифицировать особенности функционирования, следовательно, выбрать наиболее удачную стратегию развития предприятия

Рисунок 9 - Жизненные циклы предприятия с точки зрения антикризисного управления

Согласно рисунку 9 ООО «Константа», созданное в 2004 году, функционирует на рынке зооуслуг шесть лет, то есть предприятие вышло на новый виток стадии роста и развития - см. рисунок 7.

С точки зрения отнесения ООО «Константа» к какому-либо виду по классификации жизненного цикла антикризисного управления, компания находится на стадии предприятия-патиента. Таким образом, в целях разработки стратегии развития ООО «Константа» необходимо учитывать данный фактор жизненного цикла компании (становление → развитие, рост), т.к. именно на этом перешейке можно не удержать своих позиций и остановить развитие.

Заключение

ООО «Константа» представляет собой успешное предприятие, функционирующее на рынке зоотоваров с 2004 года. Стратегическое планирование на предприятии осуществляется с применением нескольких методик, а именно SWOT-анализа, анализа матрицы БКГ (портфельного анализа), SPACE-анализа и возможностей и угроз предприятия в зависимости от его жизненного цикла (стадии).

Совокупность на предприятии применяемых методов стратегического анализа - эффективна и позволяет взглянуть на стратегическое положение компании с разных сторон. Однако, существуют и некоторые минусы планирования, которые заключаются в недостаточном количестве необходимой для анализа информации, неконкретных выводах и отсутствия создания конкретной стратегии предприятия на основе процесса и результатов планирования. Также компании рекомендуется применение дополнительных методов анализа, способных усовершенствовать качества стратегического планирования, к ним относятся: PEST-анализ (анализ внешней среды предприятия), углубленный финансовый анализ (оценка финансовой устойчивости и финансовой эффективности), PIMS-анализ (анализ прибыльности отрасли) и McKinsey (дополнение к портфельному анализу).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7