Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Эффективность организации стратегического планирования деятельности ООО «Константа»

Произведём портфельный анализ с помощью Матрицы Бостонской Консультационной Группы (БКГ).

Первоначально выделим стратегические единицы бизнеса (СЕБ) ООО «Константа»:

· Корма;

· Аксессуары;

· Лекарственные средства;

· Средства для ухода.

Далее в таблице 5 представим экономическую характеристику каждой СЕБ, необходимую для проведения портфельного анализа.

рынок зоотовар стратегический планирование

Таблица 5

Экономическая характеристика СЕБ ООО «Константа»

СЕБ

Показатели

Корма

Аксессуары

Лекарственные средства

Средства для ухода

Рост рынка, %

25

19

11

12

Относительная доля рынка, ед.

8,1

2,1

5,4

3,0

Объем реализации, тыс. ДЕ

42300

3270

5600

6650

На основании данных простроим матрицу БКГ ООО «Константа» - рисунок 4.

Рисунок 4. Матрица БКГ ООО «Константа»

Таким образом, предприятие имеет сбалансированный продуктовый портфель: имеются и приносящие хорошую прибыль СЕБ - «Корма» (звезда) и «Лекарственные средства» (дойная корова). Есть одна дикая кошка: «Аксессуары» и «Средства для ухода», находящиеся в статусе собаки. Обычно несбалансированность проявляется в большом количестве собак (опасность спада), большом количестве диких кошек (может привести к финансовым затруднениям), недостатке коров и звёзд. Однако в ООО «Константа» всё сбалансировано за счёт того, что наиболее прибыльная СЕБ (корма) находится в статусе звезды и следующая за ней по прибыльности СЕБ (лекарственные средства) - в статусе дойной коровы, дикая кошка (аксессуары) - необходима в качестве задела на будущее на растущем рынке, и собака (средства для ухода) - естественное наличие, необходимое для поддержки бизнеса.

Осуществим SPACE-анализ ООО «Константа».

SPACE-

анализ

(Strategic Position and Action Evaluation). В основе методики лежит анализ положения фирмы и условий её функционирования по четырём координатам, характеризующим непосредственное и макроокружение фирмы, а также её внутренний потенциал: привлекательность отрасли, стабильность экономической среды, конкурентное преимущество фирмы и её финансовое положение [9, с. 301].

Матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE) используется для определения наиболее выгодного стратегического положения для фирмы

, а также отдельных областей ее деятельности. Реально она является средством, которое помогает организации оценить в целом привлекательность сферы производства, в которой она действует, а также способность организации конкурировать на рынках.

Оценим ООО «Константа» по параметрам, приведенным в каждом квадранте матрицы SPACE в таблицах 6, 7, 8 и 9.

Таблица 6

Факторы стабильности обстановки (ES)

Технологические изменения

много

0

1

2

3

4

5

6

мало

Темпы инфляции

высокие

0

1

2

3

4

5

6

низкие

Изменчивость спроса

большая

0

1

2

3

4

5

6

малая

Диапазон цен конкурирующих продуктов

большой

0

1

2

3

4

5

6

малый

Препятствия для выхода на рынок

много

0

1

2

3

4

5

6

мало

Давление конкурентов

сильное

0

1

2

3

4

5

6

слабое

Ценовая эластичность спроса

гибкая

0

1

2

3

4

5

6

негибкая

Итого средний балл

(6 + 5 + 2 + 4 + 3 + 2 + 3) / 7 = 3,6

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7