Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Стратегический анализ рынка зоотоваров

Рынок кормов считается сильно монополизированным

: абсолютным лидером является компания Mars (известная марками Chappi, Pedigree, Whiskas, KiteKat), она контролирует 60% рынка в России. Далее следует Nestle Purina - 13,9% (10% премиального сегмента с маркой Pro Plan); Royal Canin - 7,5% (50% премиального сегмента, Royal Canin принадлежит Mars); компания Hill’s - 4,8% (1/3 премиум-сегмента); еще 13,8% - приходится на долю прочих компаний. Наглядно деление рынка представлено на рисунке 3 [17].

Рисунок 3. Деление рынка кормов для домашних животных в России

«МАРС СНГ» стала первой компанией, активно продвигающей сухие и консервированные корма для домашних животных в России. Они первыми организовали на телевидении массированную рекламную компанию, в результате которой их корма стали известны подавляющему большинству владельцев домашних животных.

Из российских производителей можно выделить компанию «Раритет» (корма «Трапеза»), «Платан» (торговая марка «Четвероногий гурман»).

Анализ пяты рыночных сил конкуренции Портера

Согласно теории М. Портера, состояние конкуренции в отрасли определяется экономической структурой отрасли и зависит от действия пяти основных конкурентных сил: отраслевая конкуренция; угроза вхождения в отрасль новых конкурентов; рыночная власть покупателей; рыночная власть поставщиков и угроза появления товаров заменителей [10, с. 61].

Модель пяти сил (направлений) конкуренции - это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Проведенный анализ отраслевой конкуренции на рынке зоотоваров по методу исследования пяти конкурентных сил позволяет сделать следующие выводы:

Исследование угрозы вхождения новых конкурентов в отрасль как первой из пяти конкурентной сил показало наличие достаточно высоких входных барьеров. На рынке действуют крупные многопрофильные компании, созданные в период становления российского зоорынка. Эти компании обладают целым рядом преимуществ, обусловленных эффектом от масштаба и преимуществами по затратам, недоступными для потенциальных участников рынка. К ним относятся

а) наличие высокого партнерского статуса;

б) сформированный штат сертифицированных специалистов в условиях нарастающего кадрового дефицита;

в) опыт и наработанная «история успеха».

К тому же все крупные компании расположены, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, где и находятся основные крупные потребители зоотоваров и зооуслуг. Организация филиалов крупных компаний в регионах, не охваченным зообизнесом, дает им потенциальные преимущества в виде благоприятного расположения.

Давление со стороны продуктов-заменителей является незначительным на данном этапе развития рынка. Близкими заменителями высокоуровневых зоотоваров и зооуслуг являются более дешевые товары и услуги, предоставляемые мелкими компаниями. В перспективе влияние возможных заменителей будет снижаться в связи с развитием культуры ухода за животными потенциальных потребителей.

В настоящее время власть покупателей на рынке зоотоваров значительна из-за того, что основными потребителями продукта являются крупные компании, а средние и малые предприятия пока не обладают достаточными финансовыми средствами. С развитием потенциального спроса со стороны среднего и малого бизнеса (СМБ) рыночная власть покупателей будет снижаться.

Исследование рыночной власти поставщиков выявило два основных типа поставщиков в отрасли зоотоваров:

) компании-производители зоотоваров,

) квалифицированные специалисты. Конкурентная сила поставщиков достаточно велика.

Перейти на страницу: 1 2 3 4