Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Особенности инновационной деятельности в туристских компаниях

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристской сфере инновационная деятельность развивается по трем направлениям.[10]

. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).

. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

При организации инновационной деятельности в туристской компании, стоит проанализировать состояние внутренней и внешней среды предприятия. При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это:

- общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения;- действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма;- интенсивность и масштаб конкуренции;- состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи);- возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах);- период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках.[17]

Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды:[6]

- политика и стратегия туристской компании;- наличие в коллективе работника-инициатора;- безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства;- всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании;- использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности;- наличие специализированного подразделения по реализации новшеств;- необходимый уровень финансовых возможностей;- организационно-техническая готовность к реализации новшества.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание новой или изменение существующей услуги, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

Итак, создание и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества в масштабах всего народного хозяйства и регионов, отраслей и предприятий. Каждая организация, для своего успешного функционирования, должна быть направлена на улучшение своего инновационного потенциала, т.к. только предприятия-инноваторы способны удержаться на рынке. Прежде всего, предпринимателям, решившимся на создание нововведения, необходимо вкладывать средства в развитие своей организации. А именно: улучшить научно-техническую базу, не использовать устаревшее оборудование, уметь видеть будущий положительный эффект, возможно, перестроить устоявшуюся организационную структуру и т.п. Так же необходима работа с персоналом, для уменьшения сопротивления переменам. Примером может служить вовлечение работников в разработку нововведений, благодаря этому, они смогут почувствовать свою значимость для организации и, их не будет так пугать неизвестность. Важное значение для создания благоприятного новаторского климата имеет поощрение экспериментаторства в разных подразделениях компании.

Развитие инновационной деятельности туристского агентства ООО «Авантаж-Тур»