Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Развитие системы социального и психологического планирования

Для успешного руководства коллективами необходимо учитывать не только темперамент, но и психологические роли, которые люди играют в повседневной деловой жизни. Очень часто в группах встречаются люди авторитетные, привлекательные, честолюбивые. Именно из их среды выделяются в конце концов лидеры. Остальные типы - это «трудяги», безответственные, выскочки, любимчики, «козлы отпущения», «белые вороны», неуживчивые, «мастера на все руки», подхалимы.

Большое значение для работников имеет личный пример руководителя, его авторитет. Авторитет - это общественные признаки личности.

Авторитет - явление достаточно сложное. По мере того, как раскрываются высокие профессиональные и моральные качества руководителя, возрастает его личный авторитет. Порой для того, чтобы завоевать его, нужны годы, а потерять его можно в одночасье, одним некорректным поступком. Указания авторитетного руководителя принимаются без внутреннего сопротивления с готовностью и выполняются без дополнительного административного нажима.

Авторитет тесно связан с таким понятием, как лидерство. Лидер - это человек, занимающий верхнюю ступень в иерархии ролей. Лидеры осуществляют мобилизацию, координацию, взаимодействие, взаимосвязь работников.

Формальный лидер - это административный или общественный руководитель, который наделен в коллективе официальными полномочиями.

Опора неформального лидера - признание его группой. Неформальные лидеры могут быть рядовые работники, которые в силу своих деловых, личных и других качеств пользуется авторитетом среди членов всего коллектива или определенной его части.

Авторитет любого руководителя во многом определяется его личными качествами:

Интеллектуальными. К ним относят эрудицию, память, широта интересов, интуиция, умение точно излагать свои мысли, способность генерировать идеи;

Нравственными. Это порядочность, честность, обязательность, вежливость;

Деловыми: это способность руководителя определять цели и задачи коллектива, организовывать его работу, создавать деловую обстановку и благоприятный психологический климат. Кроме того, это профессионализм, предприимчивость, бережливость, оперативность.

Использование вышеперечисленных механизмов позволит не только улучшить социально-психологический климат в коллективе, но и в конечном итоге положительно повлиять на деловую атмосферу и деятельность всего коллектива.

Перейти на страницу: 1 2 3