Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Научные подходы к стратегическому менеджменту

Анализ теории и практики управления экономическими системами позволил установить необходимость применения к стратегическому менеджменту следующих научных подходов:

системный поход - рассмотрение системы (предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь;

маркетинговый подход - ориентация управляющей подсистемы на потребителя;

функциональный подход - рассмотрение потребности как совокупности функций, необходимых для ее удовлетворения;

воспроизводственный подход - ориентация на постоянное возобновление производства товара для потребностей конкретного рынка с наименьшими совокупными затратами;

нормативный подход - установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента по важнейшим элементам;

комплексный подход - учет технических, экономических, организационных, экологических, социальных, психологических аспектов менеджмента в их взаимосвязи;

интеграционный подход - нацеленность на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали;

динамический поход - рассмотрение объекта управления в диалекти-ческом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности;

процессный подход - рассмотрение функций управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий;

количественный подход - переход от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов;

административный подход - регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах;

поведенческий подход - оказание помощи работнику в осознании его возможностей и способностей на основе применения концепций поведенческих наук.

ситуационный подход - использование методов, наиболее отвечающих данной ситуации и адаптированных к ней.

Сущность и содержание стратегического менеджмента