Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Анализ внешней среды предприятия

В рыночных факторах, непосредственно влияющих на эффективность функционирования организации, выделяют: поставщиков, покупателей, конкурентов.

Даёт компании время для прогнозирования, составления плана возможностей и плана на случай непредвиденных обстоятельств, для предотвращения угроз. Угрозы и возможности можно определить так: политические, экономические, технологические, социальные, конкурентные, международные.

Некоторые факторы в экономической окружающей среде организацией постоянно диагностируется и оценивается. Среди них уровень занятости, темпы инфляции, стабильность доллара США, налоговая ставка. Например, повышение курса доллара приведёт к повышению цен, что скажется на покупательной способности клиентов, но в то же время рост безработицы послужит привлечению работников в организации.

Внешняя среда может быть определена следующим образом: совокупность условий, возникающих вне зависимости от деятельности конкретной компании, но оказывающих воздействие на её функционирование (рисунок 2.11).

Внешняя среда разделяется на дальнее и ближнее окружение. Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на систему, а дальнее - опосредованное. Макроокружение как система включает такие подсистемы, как политика, экономика, общество, технология, институты и т.д.

Рисунок 2.11 - Внешняя среда организации

STEP-факторы

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого контролируются внешние по отношению к организации факторы для предвидения потенциальных угроз и открывающихся новых возможностей. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Политическая составляющая внешней среды оказывает мощное воздействие на все стороны жизнедеятельности предприятия и проявляется не только в положении государства в международном сообществе, но и в отношении предприятия со всеми ветвями власти.

Государственная политика оказывает непосредственное влияние на деятельность предприятий путём различных законов и указов. На данный момент политика государства направлена на развитие промышленных отраслей, что положительно влияет на предприятие ООО ПКФ «Электроавтоматика»

Правовые факторы являются нормативной базой для ведения законной деятельности, предприятие работает в соответствии с законодательством РФ, пользуется своими полномочиями и выполняет свои обязанности.

Направление оценки воздействия внешней среды на ООО ПКФ «Электроавтоматика» в политической составляющей может зависеть от ряда факторов:

- изменение положения России на международной арене;

- изменения во властных структурах государства;

отношения с органами власти;

изменения законодательства;

государственное регулирование.

На данный момент политическое воздействие внешней среды не угрожает предприятию.

Международный фактор оказывает своё влияние через международные отношения государства. В настоящее время Россия имеет политические и экономические связи практически со всеми развитыми странами мира. Это даёт возможность предприятию налаживать международные контакты, как с поставщиками, так и с потребителями.

Влияние экономики сказывается на себестоимости продукции, влияет на финансовую и ценовую политику предприятия. С увеличением налогов возрастает себестоимость продукции, что отрицательно сказывается на её потреблении и соответственно на прибыли предприятия. Кредитная политика позволяет пользоваться заёмными денежными средствами, что также влияет на объёмы производства и прибыль.

С другой стороны, кризис приводит к увеличению цен на все товары на территории России. Это прямой фактор снижения платежеспособности населения, а значит и объемов продаж.

Социально-культурные факторы (уровень жизни населения, образа его жизни и среды обитания, безработица, возрастная структура, уровень образования населения, демографической ситуации в регионе и др.) также оказывают влияние на выбор стратегии предприятия. На данный момент Россия находится в числе первых по уровню образования. На предприятии при приёме работников высоко ценится диплом о получении высшего образования, в связи с этим многие стремятся обучаться в ВУЗах и даже получать два высших образования. Сейчас в стране остро стоит проблема безработицы, в связи с ликвидацией многих предприятий в период перехода к рыночной системе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6