Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Понятие стратегии и стратегического управления

Стратегия - общий, всесторонний план достижения целей. [10]

Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.» «Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. [11]

Приведем несколько определений понятию стратегическое управление.

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Виханский.

Стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением. Хиггенс.

Стратегическое управление - это набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации. Пирс и Робинсон.

Таблица 1 - Основные научные школы стратегического управления

Научные школы, основные представители

Сущность видения стратегического процесса

Методы и подходы, наиболее эффективные при разработке стратегии компании

Школа Дизайна, Ф. Селзник (1957) У. Ньюман (1951) К. Эндрюс (1965)

стратегии как процесс осмысления

Максимальный учет особенностей и факторов развития компании; SWOT - анализ;

Планирования, И. Ансофф (1965)

стратегии как формальный процесс

Структурирование и формализация процесса принятия решений в рамках политики компаний; сценарное планирование;

Позиционирования, Л. Шендаль, К. Хаттена (середина 70-х гг.), М. Портер (1980.1985)

стратегии как аналитический процесс

Анализ конкурентной позиции компании; оценка взаимосвязей между стратегией и результатом; матричные методы анализа;

Предпринимательства, Й. Шумпетер (1950) А. Коул (1959)

стратегии как процесс предвидения

Оперативная модификация стратегии; использование ограничено, из-за более высокой цены ошибки в сравнении с бизнес - единицами;

Когнитивная, Г. Саймон (1947, 1957) Дж. Марч (1958)

стратегии как ментальный процесс

Зависимость содержания стратегии от когнитивного стиля мышления разработчика выявление узких мест, мешающих адекватной оценке положения компании;

Обучения, Ч. Линдблом (1959) Г. Хамел (1990)

стратегии как развивающийся процесс

Активное управление переменами; максимальная мобилизация индивидуального потенциала для реализации политики компании;

Власти, Г. Аллисон (1971) Г. Эстли (1984)

стратегии как процесс ведения переговоров

Дополнение перспективных стратегий в целях снижения агрессивности внешней и внутренней среды;

Культуры, Э. Ренман (1968) Р. Норманн (1968)

стратегии как коллективный процесс

Обоснование миссии и глобальных целей развития компании; выявление нематериальных ресурсов развития; механизмы общественного согласия при обосновании стратегии;

Внешней среды, Дж. Фриман (1977) Д. Пью (1979)

стратегии как реактивный процесс

Выявление и прогнозирование характеристик внешней среды, ограничивающих стратегический выбор компании;

Конфигурации, А. Чандлер (1962) Г. Минцберг (1978)

стратегии как процесс трансформации

Описание относительно последовательной реализации стратегии внутри устойчивых состояний, которые нарушаются случайными и довольно драматичными скачками в новое состояние.

Перейти на страницу: 1 2 3