Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Влияние среды косвенного воздействия

· организация работы коллектива предприятия с учетом сложившихся традиций. Так, люди, длительное время работающие на одном предприятии, вырабатывают определенный "стиль" поведения, которого они придерживаются. Молодое поколение может не воспринимать этих традиций и создавать "вызовы" - этичную практику ведения бизнеса, принятую в той или иной стране. Например, в советской практике получение взятки считалось аморальным поступком и было уголовно наказуемым. В настоящее время у современных бизнесменов дача взятки считается "умелым" ведением бизнеса и почти не преследуется законом, хотя является противозаконным действием. В некоторых других странах подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социально-культурная среда там другая;

· образ жизни потребителя, зависящий от нравственных и религиозных норм, и посредством этого влияние спроса на товары. Например, женщины азиатских стран по различным религиозным нормам носят одежду черного цвета;

· отношение отдельного лица к работе, что, в свою очередь, влияет на его отношение к величине зарплаты и условиям труда, предлагаемые бизнесом. Например, сложившаяся в нашей стране социально-культурная среда сделала нормальным явлением "торговлю" на толкучках, в подземных переходах и тротуарах сомнительного вида и качества товаром; появление "крутых" ребят, превративших в работу рэкет, воровство.

Решение социальных проблем во многом отличается от занятий бизнесом. Необходимо признавать наличие многих отличных друг от друга восприятий действительности, точек зрения и идеологий, которые появляются в отношениях с предприятием различных влиятельных общественных групп.

Технологическая среда

Технология является, с одной стороны, внутренней переменной, а с другой - фактором внешней среды. С позиции внешней среды технология отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство в следующих направлениях:

· эффективности деятельности организации в изготовлении и продаже продукции;

· скорости устаревания выпускаемой продукции и используемой технологии;

· ожидание потребителями появления новых продуктов и услуг, которые организации смогут выпускать в будущем;

· влияние на внутренние переменные новых информационных технологий, позволяющих в значительной степени упростить всю систему управления.

Чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Научно-технический прогресс

Развитие научно-технического прогресса (НТП) имеет сложное и всестороннее влияние на деятельность организаций. НТП имеет следующие последствия экономического и социального характера.

. Происходит структурная перестройка всех сфер применения техники, которая сопровождается поэтапным коренным техническим перевооружением отраслей производственной и непроизводственной сфер, домашних хозяйств и товаров личного потребления. В этот период от организаций требуются крупные капвложения.

. Значительно расширяются и обновляются производственные потребительские стоимости, повышается их качество. Это происходит под воздействием дифференцированного и быстро меняющегося спроса широкого круга потребителей и повышения гибкости производства. Сильное развитие получает малое и среднее предпринимательство, способное быстро реагировать на изменяющийся спрос.

. Изменяется экологическая сторона воспроизводства. Для организации резко сокращается возможность использования доступных, для традиционной техники и технологий природных ресурсов. При этом появляется возможность вовлекать в производство новые естественные ресурсы и обеспечивать их глубокую переработку. Организации имеют возможность получить с каждой единицы ресурсов больше конечного продукта и, в то же время, уменьшить объем загрязняющих окружающую среду выбросов и отходов.

Перейти на страницу: 1 2 3