Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Влияние среды косвенного воздействия

Среда косвенного воздействия обычно оказывает более сложное влияние на организацию, чем среда прямого воздействия. Сложность эта определяется многими параметрами, например, неопределенностью информации о характере воздействия, длительностью действия какого-либо фактора, невозможностью спрогнозировать абсолютно все последствия такого воздействия. Они имеют, как правило, стратегический характер и требуют от организации разработки эффективной стратегии поведения. На рис. 2 представлены наиболее значимые факторы внешней среды косвенного воздействия, которые мы вкратце рассмотрим.

Экономическая обстановка

Состояние экономики в стране и в мире существенным образом влияет на поведение организации. Она является своеобразным барометром эффективности предпринимательства. Экономическая обстановка обуславливает для организации:

. объемы денежных средств, которые могут потратить покупатели на приобретение определенных товаров и услуг. Например, если прогнозируются низкие доходы населения, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции или снижения себестоимости, сокращения производства и численности работающих;

. стоимость всех вводимых ресурсов, а следовательно, виды приобретаемых организацией ресурсов и ту сумму, которую она может уплатить. Например, при прогнозировании роста цен на потребляемые ресурсы организация может сделать их запасы. Стоимость хранения может быть компенсирована ценой на тот или иной вид ресурсов;

. наличие и доступность денежных ресурсов, которые может получить организация для своих нужд, т. е. доходы на инвестируемый капитал или займы. Например, ужесточение условий в налоговой или кредитно-денежной системах создает трудности организации в получении кредитов по низким процентным ставкам. Снижение налогов на доходы граждан способствует притоку свободной денежной массы в инвестиции;

. избыток или недостаток рабочей силы, получаемые вследствие сокращения или увеличения рабочих мест. Это оказывает влияние на уровень заработной платы работников при заключении трудового соглашения.

То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное - на другие организации. Имеют место и локальные вариации, когда одни организации выигрывают, а другие проигрывают, например, при изменении курса доллара.

Политическая ситуация

В определенной системе способы управления экономикой являются результатом политических целей и задач находящегося у власти правительства. Политическая среда воздействует на организацию в таких направлениях:

. законы, которые принимает парламент, могут явиться следствием политической обстановки в государстве: налогообложение доходов предпринимательских организаций; установление льгот или льготных торговых пошлин; регулирование внешнеэкономической деятельности; ограничение заработной платы; развитие или приостановление приватизационных процессов и многое другое;

. действие групп особых интересов и давление лоббистов, которые могут отражать соответствующие течения в экономической, социальной и культурной сферах. Например, лоббистское давление в парламенте позволило принять Закон об аренде с выкупом как форму приватизации государственных предприятий;

. расширенная система льгот для отдельных предприятий также является результатом лоббизма;

. создание благоприятной среды для развития предпринимательства за счет фактора политической стабильности и действий государства на международной арене.

Социально-культурная среда.

Организации работают в определенной социально-культурной среде, в которой преобладают те или иные установки, жизненные ценности и традиции. Социально-культурная среда может влиять на такие параметры:

· определение продукции или услуг, производимых организацией, которые люди стремятся покупать. Например, покупка одежды, соответствующей доминирующей моде (женские брючные костюмы, кроссовки и т. д.) и вкусам (дорогие туалеты от престижного модельера);

Перейти на страницу: 1 2 3