Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Влияние среды прямого воздействия

Потребители

Удовлетворение жизненных первичных потребностей и рост дохода, которым потребитель может распоряжаться по своему усмотрению, определяют характер деятельности организации. По мнению Питера Ф. Друкера, единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Сегодня перед предприятием стоит вопрос не как произвести товар, а как этот товар продать.

Успех фирмы зависит от того, как она умеет работать со своим потребителем в отношении удовлетворения его запросов. Потребитель является ведущим звеном в деятельности организации, воздействуя на нее в следующих направлениях:

· определяет характер целей организации, т. е. факт ее существования;

· определяет товары и услуги, которые организация будет производить;

· решает, по какой цене будет приобретать товар (это возможно в условиях конкуренции);

· влияет на отношения организации с поставщиками материальных и трудовых ресурсов;

· влияет на решение - где и как продавать продукцию;

· устанавливает, как финансировать и организовывать послепродажное обслуживание продукции;

· определяет параметры внедренных переменных организации - задач, структуры, технологии.

Следует учитывать, что потребители имеются не только у организаций, занятых предпринимательством, но и у некоммерческих (школы, больницы и т. д.) и государственных (органы власти) организаций.

Потребители могут создавать сложную, подвижную (выпуск товаров, подверженных моде) и неопределенную среду. Значение их конкретно для каждой организации. Потребитель является главным объектом организации в конкурентной борьбе.

Конкуренты

Во многих случаях не потребители устанавливают цену на предлагаемую продукцию, а конкуренты. Они определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену за них можно запросить. Монополизм ведет к технологическому застою, игнорированию интересов потребителей, а конкуренция является двигателем прогресса. Для выживания на конкурентном рынке руководители вынуждены реагировать на нововведения путем превращения своей организации в более новаторскую и эффективную в своей области деятельности.

Рассматривая конкурентов как фактор внешней среды, следует учитывать, что объектом конкуренции является не только потребитель продукции организации. Потребитель является лишь одним из главных объектов конкуренции. Другими объектами конкуренции могут быть:

· квалифицированные менеджеры и специалисты - этот вид конкуренции широко развит в спорте, а со временем менеджеры тоже станут объектом конкуренции;

· поставщики материальных ресурсов, имеющих широкую сферу применения или уникальность;

· капитал, привлекаемый организациями под определенные инвестиции;

· государственный заказ на изготовление какого-либо продукта, например, строительство, военный заказ и т. п.;

· конкурсная программа;

· право использования технических или технологических нововведений, интересных изобретений.

Конкуренты оказывают влияние практически на все внутренние переменные организации. Наиболее опасными характеристиками конкурентной среды для организации являются подвижность рынка и неопределенность (отсутствие достоверной информации) действий конкурентов. Организация должна просчитывать подвижность среды и внимательно следить за появлением слабых сигналов.

Изменение влияния на организацию факторов внешней среды прямого воздействия происходит не только в результате зависимости их друг от друга. В значительной степени они изменяются под влиянием факторов косвенного воздействия. Это необходимо учитывать при анализе воздействия данных факторов на организацию.

Перейти на страницу: 1 2 3