Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Влияние среды прямого воздействия

При анализе влияния факторов внешней среды на конкретную организацию важно помнить, что рассмотренные общие характеристики проявляются только через связь с ее факторами. При этом одни факторы могут иметь все характеристики, а другие -только отдельные из них. Кроме того, эти характеристики изменяются во времени под воздействием факторов друг на друга.

Рассмотрим их влияние на организацию более подробно.

Поставщики.

Ярким примером прямого воздействия внешней среды, оказываемого на вход организации, являются поставщики входных ресурсов. Учитывая разнообразие потребляемых организацией ресурсов, у нее существует целая сеть поставщиков. Очевидно, что общие характеристики проявляются по-разному и зависят от конкретного поставщика и поставляемого ресурса.

Поставщики материальных ресурсов (снабжение сырьем, материалами, оборудованием, оргтехникой, канцтоварами и т. п.).

Если предприятие имеет ограниченное число поставщиков, расположенных в том же регионе, то среда для нее является простой, малоподвижной (на определенном этапе развития территории) и предсказуемой. Некоторые предприятия зависят от непрерывного потока комплектующих, поставляемых значительным количеством поставщиков. Например, у автосборочного завода маловероятной является ситуация, чтобы все поставщики находились в одном регионе или даже в одной стране.

В этом случае очень сложная внешняя среда становится подвижной, поскольку она зависит от многих прямых и косвенных факторов, воздействующих на поставщиков. Для надежности своей работы предприятию необходимо создавать запасы ресурсов. Однако любые запасы связывают деньги, которые можно было бы использовать на другие нужды. В данном случае имеем пример взаимосвязанной, сложной, подвижной и не очень определенной внешней среды организации.

Финансы. Организации имеют разных потенциальных поставщиков финансовых средств. К ним могут быть отнесены:

· банки (оказание финансовых услуг);

· инвестиционные и финансовые компании (вложение денег под проценты, залог и др.);

· акционеры (покупка акций);

· частные лица (акцептные векселя или облигации организации).

· контрагенты.

Поставщики коммунальных услуг (тепло-, водо- и энергоснабжение, вывоз мусора и т. п.). Все организации определенного региона, города, поселка ведут отношения с одним поставщиком - монополистом. Он определяет условия оказания услуг, с которыми организации-получатели вынуждены мириться. В данном случае имеем пример взаимозависимости внешних переменных.

Трудовые ресурсы

. Люди - потенциальная рабочая сила, как мы уже говорили, представляют собой не только особый вид ресурсов, но и являются важнейшим фактором внешней среды.

. Обеспечение организации трудовыми ресурсами представляет собой особую отрасль менеджмента.

. При формировании трудовых ресурсов организация имеет дело с:

· необходимыми специалистами, менеджерами, дешевой и дорогой рабочей силой;

· кадровыми агентствами, центрами занятости, оказывающими помощь в поиске рабочей силы;

· учебными заведениями, обучающими рабочих и служащих, и повышающими квалификацию специалистов;

· профсоюзами, защищающими права и интересы работников организации;

· государственными институтами, издающими нормативные документы, регулирующие отношения нанимателей с трудовыми ресурсами.

Трудовые ресурсы создают взаимосвязанную среду организации. Например, отсутствие необходимой квалифицированной рабочей силы делает проблематичной для организации перспективу внедрения новой технологии или выпуска определенного вида продукции.

Существование законодательства, устанавливающего уровень минимальной заработной платы, вынуждает нанимателя отказываться от дешевой рабочей силы в собственной стране и размещать производства в других странах с иными условиями.

Перейти на страницу: 1 2 3