Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Организация как элемент внешней среды

Деятельность организации всегда подчиняется общим законам и принципам менеджмента. Характер их влияния на деятельность организации определяется теми требованиями, которые формируются в процессе ее взаимоотношений с факторами внешней среды. Именно внешняя среда для каждой организации определяет смысл ее создания, возможности функционирования и результат деятельности. В этом смысле, внешняя среда представляет собой некую глобальную сложнейшую систему, в которую входит множество разнообразных взаимно влияющих друг на друга организаций. Назначение этих организаций самое разнообразное - институциональное, производственное, посредническое, сервисное, инфраструктурное. Все они - организации, и каждая из них входит в свою внешнюю среду. В конкретный момент времени одни факторы внешней среды оказывают влияние на значительное большинство организаций (например, действие определенных законов), другие факторы имеют отношение і только к конкретным организациям (например, поставщиком определенных ресурсов). С этой точки зрения, менеджерам, возглавляющим организацию, важно понимать следующее:

· поскольку организация является одним из элементов глобальной внешней среды, то она должна осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями и условиями этой среды;

· попытки игнорировать эти требования в своей деятельности приводят к отторжению организации этой внешней средой, что приводит к исчезновению самой организации или уходу из привычной для нее сферы деятельности;

· место ушедшей организации занимает конкурент, который будет усиленно препятствовать возврату ее на прежнее место во внешней среде;

· постоянно происходящие видоизменения (подвижность факторов) в самой глобальной внешней среде требуют постоянных видоизменений и от каждой организации, входящей в ее состав.

Влияние внешней среды на деятельность организации происходит при помощи установления определенных условий (возможностей и ограничений) и форм взаимодействия. Условия, которые определяются внешней средой, воздействуют на процесс формирования системы целей, возможностей использования всех видов и объемов ресурсов, поставки организацией результатов своей производственной деятельности (товара, продукта, услуги). Рассмотрим эти условия подробно.

Смысл своего существования организация отражает в системе целей. Реальными, т. е. достижимыми цели могут быть только при условии учета требований внешней среды. Поэтому цели организации подразделяются на внеорганизационные и внутриорганизационные. Внеорганюационные цели, по своей сути, отражают желания, которые организация хотела бы получить от внешней среды, или же требования, которые внешняя среда предъявляет организации как условия ее нахождения в глобальной внешней системе. Внутриорганизационные цели представляют собой конкретную форму приспособления элементов организации к эффективной процедуре достижения внеорганизационной цели. Необходимость учета требований внешней среды определяет логику процесса формирования системы целей организации. Изначальное определение внеорганизационных целей позволяет руководству учесть возможности, свойственные в текущий момент внешней среде и определить конкретные формы использования представившихся возможностей.

Внешняя среда является источником ресурсов, которые потребляет организация в своей деятельности. Именно поставщики ресурсов определяют, какой ассортимент, вид, объем ресурсов организация может использовать, и на каких условиях. Поставщик ресурсов также определяет уровень качества выпускаемой продукции, а следовательно, ее покупательную способность.

Перейти на страницу: 1 2