Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Понятие системы экономного производства и ее цели

Зарождение концепции "Экономное производство" (Lean Production (англ.)) связывают с инженером японской компании Toyota Motor Co. Т Оно, который вместе с другими инженерами этой компании, Э. Тоедой и С. Синго, посетил в конце 1940-х годов американские автозаводы, чтобы перенять практику производства автомобилей и трансформировать ее для заводов компании Toyota. Учитывая состояние экономики Японии после Второй мировой войны, традиции страны, живущей при постоянном дефиците ресурсов, Т. Оно в основу разрабатываемой производственной системы положил цель обеспечить ноль потерь.

Американское автопроизводство базировалось тогда на принципах массового производства, провозглашенных Г. Фордом в начале 1920-х годов. Свою задачу Г. Форд видел в постоянном увеличении выпуска однотипных, надежных, удобных и дешевых автомобилей для получения прибыли и удовлетворения спроса обезличенного среднего потребителя (в основном рабочих, фермеров, мелких служащих). Эта цель диктовала и средства ее осуществления: долговременный массовый выпуск одной модели, большие заделы материалов, заготовок, полуфабрикатов на всех этапах поточного производства для исключения его остановок, использование в основном специализированного оборудования с низкими возможностями переналадки и малоквалифицированных операторов. Стремление к непрерывному выпуску автомобилей приводило к тому, что дефекты деталей и узлов не устранялись, а накапливались. Каждый автомобиль имел "врожденные" дефекты, на устранение которых тратилось до 30 % стоимости автомобиля.

В традиционном массовом производстве можно выделить 7 видов потерь, устранение которых является целью "Экономного производства".

. Перепроизводство, то есть производство большего объема раньше или быстрее, чем это требуется на следующем этапе процесса.

. Излишние запасы комплектующих - любое избыточное поступление однопредметного потока в производственный процесс, будь то сырье, производимая продукция или готовый продукт.

. Дефектный продукт - продукция, требующая проверки, сортировки, утилизации, понижения сортности, замены или ремонта.

. Дополнительная (излишняя) обработка или перемещение - дополнительное усилие, которое, по мнению потребителя, не увеличивает прибавочной стоимости изделия (или услуги).

. Ожидание - перерывы в работе, связанные с ожиданием людских ресурсов (рабочей силы), материалов, оборудования или информации.

. Люди - неполное использование человеческих умственных и творческих способностей и опыта.

. Потери при транспортировке - транспортировка частей или материалов внутри предприятия.

Многие авторы выделяют дополнительные виды потерь, например "ложную экономию", заключающуюся в следующих непродуманных действиях: использовании дешевого и некачественного сырья и материалов; упрощении конструкции, ведущем к снижению ее качества; сокращении штатов, приводящем к тому, что некоторые нужные функции не выполняют или выполняют плохо и т.п.; "многообразие" элементов конструкций, средств и методов производства (известными методами устранения последнего недостатка являются стандартизация и унификация).

Т. Оно хотел создавать машины в соответствии с заказом потребителя. Начав с попыток сократить время переналадки станков (оборудования), он, находясь под влиянием концепции TQM, разработал простой набор целей для построения системы производства: производить автомобиль в соответствии с требованиями отдельного потребителя, поставлять его немедленно и не хранить никаких запасов комплектующих или промежуточных запасов.

Для устранения указанных потерь, достижения названных целей была создана система проектирования и производства продукции, поставившая задачу ликвидировать или сократить деятельность, не добавляющую стоимость продукту, то есть ту, за которую потребитель не желает платить.

Эта система получила известность под именем "Производственной системы фирмы Toyota" (Toyota Production System - TPS), а ее принципы и методики были как бы заново представлены и популяризированы в Америке, но уже под названием "Экономного производства".

Сегодня в условиях мировой глобализации осваивать "Экономное производство" побуждают следующие факторы:

- необходимость успешно конкурировать в условиях современного рынка;

- давление со стороны потребителей, диктующих снижение цен;

Перейти на страницу: 1 2