Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Прогнозирование и планирование промышленного производства

Промышленностьявляется ведущей отраслью экономики. Она обеспечивает ведущую роль в структурных преобразованиях в экономике страны, внедрении достижений НТП, ускорении развития экономики страны, более полном удовлетворении потребностей общества.

Связи промышленности с другими отраслями экономики многосторонни. Масштабы развития промышленности влияют на развитие АПК, торговли, транспорта и т.д. В свою очередь развитие данных отраслей оказывает серьезное воздействие на развитие промышленности. Поэтому важнейшим принципом прогнозирования развития промышленности является принцип системности, который позволяет рассматривать ее как составную часть общественного производства, как подсистему. В качестве важнейших факторов, определяющих промышленность как подсистему, выступают с одной стороны, потребность в продукции промышленности, а с другой - потребность промышленность в необходимых ресурсах.

Развитие промышленности характеризуется натуральными и стоимостными показателями. Первые устанавливают рациональные материально-вещественные пропорции, обеспечивают согласованное развитие отраслей, согласование производства и потребностей. Вторые используются для определения общего объема производства и реализации продукции, темпов ее роста, структуры общественного производства. Для характеристики темпов роста промышленного производства применяется показатель объем товарной продукции в сопоставимых ценах.

Для увязки объема производства с издержками и другими показателями используется объем товарной продукции в действующих ценах. Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, деталей, узлов, произведенных для реализации на сторону. Реализованная продукция характеризует стоимость предназначенных к поставкам изделий и подлежащих оплате в планируемом периоде. Объем реализованной продукции определяется на основе расчетов выпуска товарной продукции и изменения нереализованных остатков на начало и конец планового периода.

Прогнозирование и планирование в промышленности позволяет определять основные направления ее развития с выделением основных аспектов деятельности: развитие материально-технической базы производства, организационно-технический уровень производства, потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресурсах, изменение структуры, темпов и объемов производства.

Источником информации при ПиП промышленности являются первичные статистические данные об экономическом и научно-техническом состоянии промышленности и ее отраслей, экономические отчеты, нормативно-техническая документация, маркетинговые исследования и т.д.

Формирование объема и структуры промышленного производства осуществляется поэтапно. На первом этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков и прогнозируется спрос. Формируются объем и структура промышленного производства исходя из спроса. На втором этапе определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей. На третьем этапе проводятся многовариантные расчеты потребности в ресурсах для производства продукции, пользующейся спросом, на производственных мощностях, которые будут действовать в прогнозируемом периоде. На четвертом этапе формируется плановый объем и структура выпуска продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами. Обосновывается и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд.

При ПиП используются разнообразные методы: метод экспертных оценок, нормативный, балансовый, экстраполяции, экономико-математического моделирования.

Прогнозирование потребности в продукции отрасли основывается на двух факторах:

) тенденциях развития отраслей-потребителей продукции;

) технических и производственных возможностях отраслей-поставщиков ресурсов для данной отрасли

При прогнозировании, прежде всего, устанавливается круг потребителей и структура потребления промышленной продукции в разрезе агрегированных групп потребителей и их доля в потреблении; нормы и нормативы, дающие возможность количественно оценить связь между поставщиками и потребностями.

Перейти на страницу: 1 2 3